По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», в 2007 году россияне купили в аптеках лекарств на 7,8 млрд. долл. — на 1,3 млн. долл. больше, чем в 2006 г. «Хитами» продаж стали арбидол, терафлю, виагра, витрум, эссенциале, мезим.
— Мы «съедаем» лекарств больше, чем Европа и США вместе взятые, правда, немало среди них таких, от которых мир давно отказался, — говорит директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Лечит реклама?
Между тем рейтинг не отражает реальных потребностей людей в лекарствах.
— Нигде нет такой разницы между потребностью и спросом, как в медицине. Спрос формируется легко, — убеждён Кирилл Данишевский, президент Общества специалистов доказательной медицины. — Фарминдустрии выгодно утверждать, что некое заболевание или просто недостаток витаминов в организме смертельно опасны. Нагоните страху — и граждане побегут за панацеей. Хотя, скажем, препаратов, которые бы эффективно лечили грипп или простуду, сегодня нет. Лекарство, которое, как уверяет ТВ-ролик, незаменимо для желудка, позволяет лишь набить его большим количеством еды. Но на рынке существуют десятки ферментативных препаратов аналогичного действия, и популярность именно этим таблеткам обеспечила реклама. При этом в России нарастает проблема ожирения. Однако никто не занимается продвижением идеи правильного питания — это невыгодно. Есть доказательства, что здоровым людям не надо пить витамины в таблетках. Они ничего не дают. А вот употребление свежих овощей и фруктов по 450 граммов в день увеличивает продолжительность жизни, снижает риск ряда заболеваний.
Лысина — тоже болезнь?
Мировая фарминдустрия всё чаще ставит своей целью создание новых медикаментов для всех — будто бы для профилактики недугов.
— Если человека, который никогда не жаловался на здоровье, хорошенько обследовать, отклонения обязательно найдут, — говорит Кирилл Данишевский. — Вопрос — надо ли их лечить. Сегодня спросом пользуются препараты, улучшающие деятельность мозга, — ноотропы, изначально предназначавшиеся для лечения больных с травмами головного мозга и инсультами.
— Сбыт рецептурной продукции зависит от мнения врачей, которые её рекомендуют, — говорит Давид Мелик-Гусейнов. — А как фармпроизводителям донести до них информацию? Отправить к ним медицинских представителей, которые рассказывают врачам о достоинствах производимых компанией лекарств, дарят подарки, путёвки. Все эти расходы закладываются в стоимость препарата.
— В России сплошь и рядом медицинская профессура — это «лидеры мнений» на зарплатах у фарминдустрии, — добавляет Кирилл Данишевский.
Иногда лекарства анонсируются как новые, а на деле являются вариациями уже существующих. Если фармкомпания может изменить в препарате хотя бы одну молекулу и получить на него ещё 10 лет патентной защиты, да при этом убедить врачей прописывать, а пациентов — принимать эту модификацию, какой смысл тратить годы и огромные деньги на поиск новых препаратов?
— В России фармизобретения вообще делаются просто, — считает Кирилл Данишевский. — Достаточно придумать название новой пилюли, заплатить за публикацию якобы научных исследований журналам, организовать рекламу на ТВ — и вперёд, за заработками«.
Нужны комплексные реформы здравоохранения, чтобы врачи были заинтересованы получать деньги не за процесс лечения, а за результат, за снижение последствий и предотвращение заболеваний.
А пока чиновники в Минздраве только обсуждают концепции развития здравоохранения, нам, пациентам, остаются профилактические меры — не заниматься самолечением и найти своего врача. Конечно, не того, кто лечит «от всего», но который в случае надобности предостережёт от ошибки и посоветует хорошего специалиста.