Сергей Юрьевич Марцевич, врач-кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии естественных наук:
- Более 50 лет назад крупные исследования показали, что именно сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности населения во всех развитых странах, в том числе и в РФ.
Как уменьшить показатели смертности?
Показатель смертности очень высок: примерно 55% людей умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Однако во второй половине XX века, это было доказано в ряде крупных исследований, появилась возможность снизить показатели смертности с помощью лекарственных препаратов. Фактически на сегодняшний день существует проблема очень высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Но с другой стороны у нас есть лекарства, которые способны на эти показатели повлиять.
Это очень важно, потому что в ряде стран было четко доказано, что смертность можно снизить. Очень важны те анализы, в которых было показано, что снижение смертности в значительной степени обеспечивается современными лекарственными препаратами. По данным одного из анализов, который проводился в США, было зафиксировано, что смертность снизилась примерно на треть. Примерно 50% в этом эффекте сыграли роль современные лекарственные препараты. Итак, на сегодняшний день существуют условия, лекарственные препараты, которые могут повлиять на показатели смертности.
Проблемы применения лекарственных препаратов на территории РФ
С другой стороны, очевидно, что эти препараты применяются недостаточно, особенно в нашей стране. Эта проблема отражается в объективных показателях, в том числе в показателях смертности, высокой частоте инфарктов, инсультов, которые зафиксированы в России. В РФ смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в несколько раз выше, чем в странах Запада. Анализируя реальную картину, мы, к сожалению, видим, что как раз те лекарства, которые обладают доказанным действием, используются недостаточно. Я могу привести много примеров, исследований, которые это четко продемонстрировали. У нас недостаточно используются лекарственные препараты разных действий. Возникает вопрос, почему такое происходит? В чем причина: во врачах, в пациентах, в лекарствах?
Об этом можно много рассуждать. Я расскажу только об одной стороне проблемы - о лекарствах. Речь идет о доступности лекарств. Те данные, о которых я сказал ранее в отношении лекарств, снижающих показатели смертности, были получены на, так называемых, оригинальных препаратах.
Что такое дженерики?
Препараты можно делить на оригинальные и скопированные – дженерики. Оригинальный препарат – фактически инновационные препараты, на которых, как правило, доказываются основные вещи. Недостаток оригинальных препаратов – их высокая стоимость. Если брать кардиологические препараты, то стоимость бывает такой, что не каждый человек способен позволить себе купить лекарство за такую цену.
Дженерик – скопированный лекарственный препарат. Когда на оригинальный препарат истекает срок патента, а патент, как правило, действует 15-20 лет, то любая компания может скопировать препарат, в основе которого будет лежать то же самое действующее вещество, что в оригинальном препарате. Другими словами это воспроизведенное лекарственное средство, дженерик – копия. Главным преимуществом дженерика является его большая доступность, низкая стоимость. Начиная с тех времен, когда впервые было введено понятие скопированного препарата, появились сомнения, всегда ли все дженерики полностью копируют оригинальные препараты. Эта проблема обсуждается до сих пор.
Можно ли считать дженерики полноценными лекарственными препаратами?
Дженерики при всех своих преимуществах, являются препаратами несколько несовременными. Фактически дженерик реально появляется через 15-20 лет. Нужно предметно рассматривать эту проблему, исходя из того, появились ли за эти 15-20 лет какие-то более новые лекарственные препараты, об этом часто забывают. Рассмотрим пример из кардиологии: за последние 15-20 лет для лечения артериальной гипертонии никаких новых препаратов не появилось. Дженерики, которые мы сейчас имеем, могут рассматриваться, как препараты вполне современные. В других областях медицины ситуация может быть прямо противоположная. Если проанализировать ситуацию в онкологии или при инфекционных заболеваниях, то мы вынуждены констатировать, что прогресс идет очень быстро. Появляющиеся дженерики, которым уже 15-20 лет, являются препаратами несовременными. В таком случае о терапии дженериками нельзя говорить как о терапии полноценной.
В большинстве областей кардиологии за последние 10-15 лет крупных прорывов в области лекарственных препаратов не произошло. Основная масса новых лекарственных средств появилась во второй половине XX века. На тот момент они были современные, а сейчас они появляются в виде дженериков. Это полноценные и вполне современные препараты, которые мы используем.
Другой вопрос - насколько полно дженерик копирует оригинальный препарат, всегда ли врач знает, где оригинальный препарат, а где дженерик. Как это ни странно звучит, официальные издания справочников и руководств, предназначенные для врачей, не позволяют сказать, где препарат оригинальный, а где дженерик. Только специалист, который хорошо разбирается в этой области, может реально сказать, что перед ним оригинальный препарат или дженерик. Врачи тоже часто об этом не очень хорошо информированы, мы в этом убеждались, когда проводили тесты. Но винить их в этом нельзя, им негде посмотреть, что на самом деле является оригинальным препаратом. Я подчеркиваю значимость этой проблемы, в том числе и для врачей, потому что с апреля 2010 года принят и реально действует Федеральный Закон РФ от 12 апреля 2010 года «Об обращении лекарственных средств». В этом законе впервые появилось определение воспроизведенное лекарственное средство, под которым понимается лекарственное средство, содержащее такую же фармацевтическую субстанцию, что и оригинальный лекарственный препарат. Закон требует, чтобы мы выделяли оригинальные препараты и скопированные. Однако никто не знает, как этот закон реализовать, так как ни в одном из доступных руководств мы не встретим понятие и ссылку на то, какой препарат является оригинальным, а какой дженериком. Важно знать, кто и как производит лекарственные препараты. К сожалению, в нашей стране на это мало обращается внимания. Россия до сих пор не является членом ВТО, а раз так, то производители не обязаны соблюдать стандарт производства, который контролируется в большинстве развитых стран (JNP). На Западе, в европейских странах, США ни один препарат не может быть произведен без соблюдения стандарта JNP. В России такого закона нет. Мы должны полагаться на добрую волю производителя, укажет он или не укажет, что соблюден стандарт производства. Таким образом, возникает еще один вопрос, насколько препарат, который продается в России, дженерик, представлен на рынках зарубежных стран. Пользователи могут легко узнать это с помощью Интернета. Это те вещи, на которые может обращать внимание потребитель, если он действительно хочет узнать, качественный ли дженерик ему был выписан.
Однако не больные должны интересоваться качеством лекарств, а практикующие врачи. Здесь мы наблюдаем не радостную ситуацию, когда врачи говорят: У нас есть списки препаратов, регламентирующие документы, зачем нам интересоваться качеством лекарств, которые представлены в этих списках?
Итак, в завершение хочется добавить, до тех пор, пока практикующий врач не будет интересоваться качеством лекарственных препаратов, доказанностью их действия, ситуация мало изменится, и мы будем постоянно задаваться вопросом, насколько качествен тот или иной препарат.