Об этом в прямом эфире AIF.RU рассказал руководитель московского Департамента информационных технологий Артём Ермолаев.
«АиФ»: - Артем Валерьевич, мне хотелось бы начать с такого общего вопроса. Скажите, пожалуйста, как информационные технологии в ближайшее время изменят облик столичного здравоохранения?
Артем Ермолаев: - Если отвечать коротко, то кардинально. Дело в том, что сама программа модернизации здравоохранения или столичная долгосрочная программа здравоохранения, которая имеет финансирование более триллиона рублей, в принципе зиждется на информации о пациенте, на информации о заболеваниях, на информации о тех или иных доступных ресурсах. Поэтому информационные технологии будут являться неким фундаментом, пускай не таким значительным с точки зрения денежных средств, которые будут вливаться по отношению к этому триллиону, но вместе с тем с помощью информационных технологий будет модернизирована вся система здравоохранения. Начиная от простого мониторинга записи пациента, то есть когда пациент имеет возможность записаться к врачу не важно где, в поликлинике или в больнице, и, заканчивая тем, что появляется электронная карта больного, к которой будут иметь доступ гуру медицины, которые смогут в удаленном режиме помогать с анамнезом.
«АиФ»: - Прозвучала от Вас фраза «долгосрочная» программа. Хотелось бы узнать конкретно, на сколько лет рассчитана эта программа?
А.Е.: - До 2016 года.
«Информационный город»
«АиФ»: - То есть это программа «Информационный город»?
А.Е.: - Есть программа «Информационный город» и есть программа столичного здравоохранения. Это две программы, просто все, что касается информационных технологий, находится в рамках программы «Информационный город».
«АиФ»: - Скажите, пожалуйста, мне как обычному человеку, который ходит в наши обычные поликлиники, помимо того, что я могу записываться на прием к врачу, как я поняла, через интернет, что еще будет?
А.Е.: - Желательно мониторить состояние любого человека до того, как он пошел в поликлинику или больницу. Но это разговор о культуре диспансеризации и учета, с этим связанного. Раз уж мы начали с похода в поликлинику, то да, у вас действительно будет возможность записаться тремя видами связи: либо по телефону, либо через интернет, либо непосредственно через инфомат, который будет расположен в самой поликлинике и в иных местах в городе, в местах массового скопления.
В режиме онлайн
«АиФ»: - Инфомат? Это что такое?
А.Е.: - Это примерно то же самое, что банкомат, только наличные не выдает, он выдает бумажку, что вы записались к врачу.
Естественно врач узнает о том, что вы к нему придете, заранее. За день или за какой-то другой период времени вам напомнят звонком или SMS о визите к врачу. Дальше вы приходите непосредственно к врачу с картой. Мы предполагаем, что это будет универсальная электронная карта, которая в себе содержит полис обязательного медицинского страхования, который вы прикладываете к считывателю. С другой стороны врач прикладывает свою карту лечащего врача и открывается ваша медицинская карта, после чего врач может проводить определенные транзакции с вашей картой: выписывает рецепт, который точно также формируется в электронном виде, знакомится с историей болезни.
Одна из целей этой программы - забыть о специальной каллиграфии, которая есть у медицинских работников, понять которую могут только медработники. Врач выписал вам какие-то лекарства, воспользовавшись электронным рецептом. Если вы – льготник, информация об этом льготном рецепте поступает в аптечную сеть, которая имеет право распространять соответствующие льготные лекарства и они смогут его переподтвердить на своем терминале.
Точно также, если врач понял, что вам нужно посетить другого специалиста, он записывает вас в режиме онлайн к другим специалистам. Лекарства вы можете купить в ближайшей аптеке. Предположим, вы пошли не просто в поликлинику, а сделали томограмму или рентгеновский снимок. Сейчас в рамках программы модернизации город и страна вкладывают достаточно большие средства в дорогостоящую технику - компьютерные томографы, которые делают огромное количество срезов. Одна из проблем, которая сейчас остро стоит, связана с тем, что техника есть, а вот кто ее поймет, кто умеет ею пользоваться и тем более правильно читать снимки, таких специалистов не такое большое количество.
Отсюда вытекает необходимость создать систему второго мнения или экспертного мнения, когда снимок делается в одном месте, потом доставляется в центр компетенции, где на него делают вторичное экспертное заключение.
Предположим, вы попали с более сложным случаем в поликлинику или больницу и вам сделали снимок и описание этого снимка. Соответственно, вы имеете право получить второе мнение на этот снимок. При этом не надо будет брать снимок, ехать с ним в другое учреждение. Это все будет делается удаленно с помощью информационно-коммуникационных технологий, то есть оно автоматически поступает в этот центр, где расшифровщик смотрит, дает описание и возвращает. Точно также будет обстоять дело с направлением на анализы.
Мы постоянно сталкиваемся с проблемами вызова врача на дом или невозможностью сдать анализы крови на дому. Сейчас такие услуги оказывают коммерческие компании. Они готовы присылать Вам это по e-mail, но врач в нашей поликлинике не всегда готов их принять. Поэтому в рамках программы модернизации, а именно информатизации здравоохранения, одной из задач является общение с внешним миром, возможность получения рецептуры, результатов анализов со сторонних коммерческих организаций в том числе.
Куда денутся очереди?
«АиФ»: - Я правильно понимаю, что возможность различными способами записаться на прием к врачу поможет разгрузить наши поликлиники и избежать очередей, которые так сильно всех нас достают?
А.Е.: - Здесь есть несколько задач, как медики говорят: сложносочетанная травма у нас, с точки зрения поликлиники. Не буду скрывать, что мы во многом слепы с точки зрения понимания, где у нас узкие места. Мы понимаем, что у нас очереди в поликлинике, но если вы сейчас меня спросите, в какой именно, к какому врачу и в какой периодичности, я вряд ли вам отвечу, как вряд ли вам скажет в режиме онлайн сотрудник Департамента здравоохранения.
Да, с некоторой задержкой эта статистика в бумажном виде каким-то образом собирается. Это даже не совсем запись на прием к врачу, проект называется управление потоком пациентов.
Первая задача - прозреть и увидеть, как выглядит в режиме онлайн наша поликлиническая сеть, в которой около 350 поликлиник и порядка 22 тысяч врачей. Это достаточно большая армия. Мы должны понимать, где, в какой поликлинике, какой врач пользуется большим спросом, где больше всего очереди. Вторая задача – грамотно распределить эти ресурсы, потому что управление ресурсами связано не только с записью к врачу. Это и запись на анализы, и на рентгеновскую технику, и на дорогостоящую томографическую технику.
Наша задача сделать с помощью этой системы так, чтобы можно было обеспечить максимальную эффективность дорогостоящей техники, чтобы она работала 24 часа в сутки, если это больница, если это поликлиника, то все время работы поликлиники.
Поэтому вторая задача – это максимальная загрузка ресурсов, которые мы сейчас имеем.
Третья задача – это оптимизация ресурсов, чтобы в конечном итоге убрать эту очередь. Сказать, что после введения электронной очереди она исчезнет, нет, это не так. Это позволит получить управленческую информацию, которую мы быстро попытаемся обработать и принять управленческие решения, и решить, где нанять дополнительно врачей, или где расширить размер поликлиники, может быть где-то поменять управленческую команду. Но эти решения принимать не нам. Мы – поставщики информации, мы только делаем инфраструктуру.