Примерное время чтения: 9 минут
3981

Как защититься от туберкулеза? Рассказывает главный врач Туберкулезной клинической больницы

«АиФ. Здоровье» № 42. Дорожные пробки отрицательно влияют на умственную активность 20/10/2011

Незримый спутник социальной неустроенности, он продолжает свое победоносное шествие по нашей стране, отдавая предпочтение крупным мегаполисам.

Что мешает нам в борьбе с этим злом? Слово – доктору медицинских наук, профессору ГОУ ВПО РГМУ МА РФ, главному врачу Туберкулезной клинической больницы № 7 г. Москвы Фариту Батырову.

По российским, да и по международным меркам 7‑я туберкулезная больница – учреждение уникальное, единственное, где ежегодно оказывают неотложную и плановую хирургическую, урологическую, нефрологическую, гинекологическую и офтальмологическую помощь четырем с половиной тысячам туберкулезных больных. На территории этой старейшей инфекционной больницы есть даже свой роддом.

Особый случай

«АиФ. Здоровье»: – Фарит Ахатович, какими путями попадают к вам пациенты?

Ф.Б.: – В основном по скорой. И хоть мы городская больница, 25–27% наших больных – иногородние. Кого-то привозят полицейские (туберкулез – противопоказание для заключения под стражу), а кого-то к нам переводят из других больниц общего профиля, когда, к примеру, вскрыв брюшную полость пациенту, хирург обнаруживает на слизистой брюшины характерного вида высыпания.

«АиФ. Здоровье»: – Брюшины?! А мне всегда казалось, что туберкулез поражает в основном легкие…

Ф.Б.: – Легочная форма туберкулеза действительно более распространена. Но в последнее время все чаще встречается генерализованная форма этой болезни с поражением многих органов – легких, печени, селезенки, кишечника, половых органов, костей…

«АиФ. Здоровье»: – С чем это связано?

Ф.Б.: – С поздней диагностикой. На мой взгляд, у нас неправильно организовано выявление таких больных. Согласно статистике за прошлый год, только в Москве 46% умерших от туберкулеза до года со дня выявления были неизвестны туберкулезным учреждениям. Если бы врачу платили не за охваченное осмотром население, а за каждого вновь выявленного больного туберкулезом, толку было бы больше.

«АиФ. Здоровье»: – А наша поликлиническая сеть к этому готова?

Ф.Б.: – Увы, врачи районных поликлиник недостаточно хорошо знают симптоматику легочной и внелегочной формы туберкулеза. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство больных, основную часть которых составляют люди асоциальные, просто не доходят до врачей, попадая к нам в уже очень тяжелом, запущенном состоянии.

Своя специфика

«АиФ. Здоровье»: – Есть ли специфика в лечении таких больных?

Ф.Б.: – Безусловно! Взять, к примеру, генерализованную форму туберкулеза брюшной полости. Как правило, такие пациенты проходят длительную терапию с многократными хирургическими вмешательствами, санацией брюшной полости путем введения противотуберкулезных препаратов. Да и заживление у больных с туберкулезом происходит значительно дольше, чем в общехирургической практике. Но на сей счет у нас в больнице разработаны уникальные методики, позволяющие добиваться хороших результатов.

В особо тяжелых случаях приходится идти даже на частичное или полное удаление пораженного туберкулезом органа (селезенки, части кишечника), который становится миной замедленного действия в организме.

«АиФ. Здоровье»: – Слышала, что у вас в больнице есть еще и роддом. Представляю, как непросто принимать роды у таких женщин…

Ф.Б.: – Это – целая наука. Здесь многое зависит от того, как организован процесс, разделен ли роддом на чистые и «грязные» отделения (с активной формой туберкулеза), как решен вопрос вакцинации и изоляции детей на время выработки у них иммунитета. Наш опыт показывает: при соблюдении этих принципов заболеваемость туберкулезом новорожденных снижается в 3–3,5 раза.

Туберкулез и ВИЧ неразлучны

«АиФ. Здоровье»: – У вас в больнице лечат не только пациентов с туберкулезом, но и с ВИЧ-инфекцией. Слышала, что два эти недуга часто идут рядом. Почему?

Ф.Б.: – И туберкулез, и ВИЧ-инфекция протекают на фоне хронического иммунодефицита. Одна болезнь подпитывает другую.

Но мы все же пытаемся выбрать оптимальные схемы лечения и нередко «вытаскиваем» таких больных. И это еще один повод для нашей гордости: нам удается вылечить туберкулез у 33–37% пациентов с ВИЧ-инфекцией. И если раньше такие больные жили до 5–7 лет после выявления болезни, сейчас – до 15 лет.

«АиФ. Здоровье»: – А появилось ли что-то новое в диагностике и лечении туберкулеза?

Ф.Б.: – У нас в больнице все самые современные диагностические методики по выявлению туберкулеза (вплоть до молекулярной) работают на потоке. Что касается лечения… На сегодняшний день активно действующих противотуберкулезных препаратов – около десяти. Новых пока не появилось. Сейчас на базе Центрального НИИ туберкулеза РАМН разрабатывается два новых препарата, перспектива внедрения в клиническую практику которых, скорее всего, растянется до 20‑х годов. Но я убежден: если бы фтизиатрическая и общелечебная сеть в нашей стране (которые должны работать в тесном контакте) использовали бы все существующие сейчас методики диагностики и лечения туберкулеза, мы бы очень многого достигли в борьбе с этой болезнью.

На передовой

«АиФ. Здоровье»: – Среди больных туберкулезом – в основном люди асоциальные. Работать с такими пациентами не страшно?

Ф.Б.: – Для нас это в первую очередь, люди, нуждающиеся в медицинской помощи. Кстати, определенный их процент понимает полезность лечения, некоторые даже реабилитируются в социальном плане. У нас был больной, который вылечился, влюбился, женился и стал работать в больнице. Работает до сих пор.

Хотя, к сожалению, большинство наших пациентов попадают к нам повторно, курсируя между нами и 11‑й клинической туберкулезной больницей в Солнечногорске, где существует отделение для неблагополучных, социально запущенных больных.

«АиФ. Здоровье»: – Заразиться не боитесь?

Ф.Б.: – За последние 10 лет у нас в больнице было только два таких случая, но там была вина самих сотрудников, которые пренебрегли правилами безопасности, проявили неосторожность.

Мы стараемся подобные ситуации предупреждать – с помощью спецодежды, полноценного питания, соблюдения графика работы (по возможности, без суточных дежурств). Хотя, конечно, материально-техническая база нашей больницы, как и большинства других туберкулезных лечебных учреждений нашей страны, далека от совершенства.

Недостаток вытяжных шкафов, отсутствие шлюзовой системы защиты воздушной среды, предотвращающей движение воздуха из одного отделения в другое, не позволяет проводить эту работу на должном уровне.

«АиФ. Здоровье»: – А как же программа модернизации здравоохранения, про которую сейчас трубят со всех трибун?

Ф.Б.: – Она нас коснулась. В результате наша больница получила новое оборудование на солидную сумму и включена в программу реконструкции. Беспокоит только, что на волне модернизации начали пересматривать структуру туберкулезных учреждений и были предложения создавать крупные объединения, в том числе и с нашей больницей.

На мой взгляд, этого делать нельзя! Мировой опыт показывает, что больницы мощностью более 500 коек работают нерентабельно.

Не допустить беды

«АиФ. Здоровье»: – За тех больных, кто попал в поле зрения специалистов, можно не волноваться, а что делать с другими? Принудительно лечить?

Ф.Б.: – В первую очередь нужно привести в порядок наше законодательство. Те же мигранты, которые являются естественным очагом распространения туберкулеза, должны в обязательном порядке проходить профилактический осмотр. Так, как это происходит в Японии и Канаде, где каждый приезжающий в страну иностранец сразу же попадает в соответствующий пункт. Без официально подтвержденных результатов обследования на туберкулез и другие опасные болезни он не сможет дальше в этой стране существовать. Предусмотрены там и специальные изоляционные пункты для таких лиц.

«АиФ. Здоровье»: – Пока в России этого нет, что делать нам? Как защититься от туберкулеза?

Ф.Б.: – Ограничить контакт с людьми, которые имеют социально неблагополучный вид. Когда я вижу, как в метро или в троллейбусе рядом с таким человеком садится женщина с маленьким ребенком, мне становится страшно. Ведь помимо туберкулеза есть десяток заболеваний, которые передаются воздушно-капельным путем…

И, конечно, нужно проходить профилактические обследования, хотя бы два раза в год. Флюорографию и лабораторные исследования. Туберкулез – очень коварное заболевание. Недаром его называют обезьяной всех болезней, которая передразнивает другие инфекции. Этот враг беспечности не прощает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы