За последние пять лет смертность от онкологических заболеваний в России снизилась всего на 2%. Заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации Тереза Касаева объяснила корреспонденту АиФ.ru, с чем связаны низкие показатели, и рассказала, как развивается сегодня служба помощи онкологическим больным.
Тереза Касаева: Говорить об окончании национальной онкологической программы некорректно, поскольку на протяжении последних 10 лет реализовывался целый комплекс мероприятий и программ, которые в совокупности были нацелены на совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Это и подпрограмма «Онкология» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2012 годы)», программа модернизации здравоохранения, комплекс мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Одни программы завершались, другие приходили им на смену. Но в целом мероприятия по борьбе с онкологическими заболеваниями будут продолжаться до тех пор, пока существует сама проблема. Отмечу, что все вышеперечисленные программы были направлены на укрепление материально-технической базы онкологической службы, и окончание какой-либо из этих программ никак не может повлиять на лекарственное обеспечение онкобольных. Люди, страдающие онкологическими заболеваниями, в соответствии с законодательством, обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Сегодня онкологические заболевания занимают второе место среди причин смертности населения, как в России, так и в мире. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, заболеваемость раком будет расти. Среди причин роста заболеваемости — воздействие внешней среды, поведенческие факторы, рост продолжительности жизни — ведь, как известно, с возрастом риск развития онкологических заболеваний растёт.
В этой связи мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями занимают важное место в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в соответствии с которой регионами были разработаны свои программы.
— Как планируется развивать онкологическую службу и верны ли слухи о сокращении финансирования?
— В нашей стране существует трёхуровневая система оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями — от первичной медико-санитарной помощи до высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается на уровне федеральных институтов и региональных клиник.
Медицинская помощь больным онкологическими заболеваниями продолжает финансироваться из средств Фонда обязательного медицинского страхования, переданных на федеральный уровень для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по методам, не включённым в базовую программу ОМС, региональных бюджетов и за счёт средств ОМС. Объёмы этой помощи увеличиваются из года в год. Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи гарантировано оказание медицинской помощи в том числе и больным онкологического профиля. На 2015 год подушевой норматив составляет 8 260,7 рублей, это превышает норматив 2013 года в 1,4 раза, что позволяет увеличивать расходы на оказание медицинской помощи, в том числе больным онкологическими заболеваниями.
Кроме того, растёт стоимость оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара. За последние три года она выросла в 2,8 раза, что позволяет обеспечить проведение химиотерапии онкологическим больным в условиях дневного стационара.
В 2014 году в рамках территориальных программ ОМС на оказание медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями направлено порядка 160 млрд рублей.
В 2015 году более 100 тысяч пациентов с онкологическими заболеваниями смогли получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Рост объёмов высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Онкология» в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, составил 27,5%.
С учётом принимаемых государством антикризисных мер объёмы ВМП не уменьшатся, а указание Президента Российской Федерации о доведении общих объёмов оказания ВМП к 2017 году до 750 тыс. больных будет выполнено. Соответственно, увеличатся и объёмы оказания высокотехнологичной помощи больным онкологического профиля.
Безусловно, проблем много. Не все регионы при формировании своих территориальных программ обязательного медицинского страхования учитывают региональные особенности в распространённости тех или иных заболеваний, и это зачастую приводит к неправильному распределению средств. Не в полной мере просчитываются потребности в препаратах для проведения химиотерапии.
— Однако объявления о сборе денег на лечение от рака стали делом обычным. Почему есть эти объявления?
— Как я уже говорила, оказание медицинской помощи гражданам в нашей стране гарантировано государством. Возможно, у отдельной категории граждан бытует мнение, что за рубежом помощь может быть оказана на более высоком уровне. И если помощь оказывается за деньги — то это гарантия удачного исхода лечения. К сожалению, это не всегда так.
Поэтому родственники пациентов или активисты, зачастую даже не обратившись в отечественные медицинские учреждения, начинают кампанию по сбору средств на лечение за рубежом. Не умаляя достоинств зарубежной медицины, хочу сказать, что нередко россияне в итоге возвращаются долечиваться домой.
При этом отмечу, что в случае, если необходимая медицинская помощь не может быть оказана в условиях российских клиник, предусмотрена возможность направления граждан на лечение за рубеж. Уже в течение ряда лет функционирует Комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета.
Министерство здравоохранения в последние годы активно взаимодействует с различными общественными, пациентскими организациями, фондами. Такое взаимодействие нередко действительно помогает решать проблемы конкретных пациентов.
— Какова роль федеральных институтов в оказании онкологической помощи и повышении её доступности?
— Передовые технологии и методы диагностики и лечения разрабатываются, апробируются и внедряются прежде всего в федеральных медицинских учреждениях, которые стоят во главе процесса совершенствования оказания медицинской помощи населению. Кроме того, специалисты федеральных институтов ведут большую работу по подготовке и повышению квалификации онкологов из регионов. Затем новые методики уходят в широкую медицинскую практику, тиражируются в региональные медицинские учреждения. Это непрерывный процесс, благодаря которому уже сегодня многие виды высокотехнологичной медицинской помощи существуют не только на федеральном уровне, но и в региональных учреждениях. Таким образом, высокотехнологичная медицинская помощь, в том числе больным онкологическими заболеваниями, с каждым годом становится всё более доступной, а актуальность проблемы очерёдности стремительно снижается. Так, в 2014 году в целом объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи на 30% превысили планируемые.
Федеральные медицинские учреждения работают и в системе обязательного медицинского страхования. Например, институт онкологии им. П. А. Герцена в течение последних лет расширяет взаимодействие с регионами, ведётся работа с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Всего в 2014 году в институте с применением современных высокотехнологичных методов было пролечено более 10900 пациентов — из них около 30% за счёт средств обязательного медицинского страхования.
В решение задачи повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями существенный вклад вносят и другие федеральные учреждения, в частности Ростовский научно-исследовательский онкологический институт, куда обращаются за помощью и получают лечение с применением новейших высокоэффективных технологий жители 13 регионов Южного и Северокавказского федеральных округов с общей численностью населения более 21 млн человек.
— Как рост курса доллара и евро скажется на закупках препаратов и медицинского оборудования иностранного производства?
— В рамках государственных антикризисных мероприятий Минздравом России были приняты меры по сдерживанию роста цен на жизненно важные лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), в который входят как отечественные, так и зарубежные лекарственные средства. То есть цена на эти препараты, в том числе применяемые для лечения онкологических заболеваний, зафиксирована. Сейчас ведётся большая работа с фармацевтическим сообществом и с аптечными сетями по формированию единой политики и недопущению роста цен на эти лекарственные препараты.
— В СМИ упоминается, что за последние пять лет смертность от онкозаболеваний сократилась лишь на 1%. Правда ли, что основная проблема с онкозаболеваниями в том, что крайне сложно выявить болезнь на ранних стадиях?
— Да, действительно, смертность от онкологических заболеваний снижается не так быстро, как хотелось бы. И хотя это не 1%, а 2%, это, конечно, не предмет гордости.
В соответствии с Указами Президента по снижению смертности в стране перед нами стоит задача снизить смертность от онкологических заболеваний к 2018 году до 192,8 случаев на 100 тысяч населения. Это непростая, но выполнимая задача.
Минздравом России совместно с главными специалистами и ведущими экспертами разработаны планы по снижению смертности от основных социально значимых заболеваний, в том числе онкологических, на 2015 год. Перед региональными системами здравоохранения поставлены задачи адаптировать и максимально конкретизировать эти планы с учётом региональных особенностей, довести их до каждого специалиста, распределив ответственность на всех уровнях организации оказания медицинской помощи.
Одна из ключевых задач — повышение выявляемости онкологических заболеваний на ранних стадиях. Сегодняшний показатель выявления онкопатологии на 1–2 стадиях — немногим более 50% — безусловно, не может никого удовлетворить.
— Какую роль в решении этого вопроса играет диспансеризация?
Такого эффекта удалось достигнуть благодаря внедрению двухэтапной системы онкологических скринингов: сначала проводится общий скрининг, и, если была заподозрена проблема, проводится более углубленное исследование.
Всего в 2014 году диспансеризацию прошли более 40 миллионов человек. У 46% из тех, кто прошёл диспансеризацию, выявлены или подтверждены различные неинфекционные, в том числе онкологические заболевания. Позволю себе ещё раз подчеркнуть, что на ранних стадиях онкологические заболевания поддаются успешному излечению.
— Как можно предупредить развитие рака и защитить себя самостоятельно?
— Позволю ещё раз подчеркнуть, что рак сегодня — это не приговор! На ранних стадиях онкологические заболевания поддаются успешному излечению. Эта фраза стала достаточно расхожей, но именно эта мысль должна прочно засесть в наших умах, определять ответственное отношение к своему здоровью и необходимость регулярного прохождения комплекса медицинских исследований в соответствии с возрастом и полом.
Лучше проявить излишнюю бдительность и потратить день на поход к врачу, но сохранить драгоценные годы жизни.
И, конечно, здоровье — это образ жизни! О вреде курения, алкоголизма и других вредных привычек известно всем, но как часто мы пренебрегаем этими элементарными знаниями.