Грязь на рану
Классика жанра среди таких случайных вспышек гениев - открытие первого антибиотика пенициллина в 1928 году. Оно произошло благодаря обыкновенной… неряшливости. В отличие от своих аккуратных коллег шотландский бактериолог Александр Флеминг не выбрасывал использованные чашки с бактериями по 2-3 недели и принимался за уборку только тогда, когда на лабораторном столе их уже некуда было ставить. Однажды одна из чашек покрылась сине-зелёной плесенью. К удивлению исследователя, эта самая грязь убила все находящиеся в чашке стафилококки. Так был открыт первый антибиотик - пенициллин. Поначалу его выделяли непосредственно из плесени, а потом стали производить синтетическим путём.
Другая счастливая случайность - открытие нашим хирургом Николаем Коротковым звукового метода измерения артериального давления, положившее начало учению о гипертонической болезни. Вряд ли есть другое открытие, которое сегодня так широко используется в медицинской практике. Ведь метод Короткова - это тот самый механический тонометр, который сегодня есть не только у каждого врача, но и почти в каждом доме… Это случилось во время Русско-японской войны в 1904 году. Молодой хирург добровольцем отправился на фронт, задавшись целью уменьшить число инвалидов среди тяжелораненых солдат. Но как ещё до операции понять: можно перевязывать конечность с повреждённой артерией или она омертвеет после перевязки и её придётся ампутировать? Выслушивая сосуды раненых фонендоскопом, Коротков обнаружил непонятные звуки, которые при сжатии и ослаблении манжеты на конечности чередовались строго закономерно. Именно это чередование звуков и легло в основу нового метода измерения давления у человека.
Змеи - гипертоникам
Другой прибор, кардиостимулятор, сохраняющий сегодня жизнь миллионам людей с заболеваниями сердца, был изобретён вообще по ошибке. В 1941 году инженер Джон Хоппс по заказу ВМФ США проводил исследования с целью найти способ максимально быстро обогреть человека, долго пробывшего на морозе или в холодной воде. Он попытался использовать для разогрева высокочастотное излучение и случайно обнаружил, что сердце, переставшее биться из-за переохлаждения, можно снова запустить электрическими разрядами. На основе открытия Хоппса в 1950 году был создан первый кардиостимулятор.
Сегодня врачи уже не представляют лечение целого ряда болезней сердца и сосудов без препаратов под названием «ингибиторы АПФ» (они препятствуют сужению сосудов и за счёт этого снижают артериальное давление). А появились они благодаря… кровожадности змей. Точнее, самой ядовитой бразильской змеи жарараки. Бразилец Серхио Ферейра заметил, что у укушенных гадиной внезапно и очень сильно понижается кровяное давление. В 1965 году он выделил из яда змеи вещества, которые блокировали один важный фермент, участвующий в регуляции тонуса сосудов (тот самый так называемый ангиотензинпревращающий фермент - АПФ). Через несколько лет в лаборатории создали первый препарат на его основе. Так началась эпоха ингибиторов АПФ в кардиологии. Правда, сегодня новейшие препараты этого класса получают без помощи змей, синтезируя в лаборатории.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА «АиФ»
Аркадий Вёрткин, д. м. н., профессор, завкафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи Московского государственного медицинского университета, заслуженный деятель науки РФ:
- В течение тысячелетий цивилизация теряла миллионы людей, умерших от чумы, гангрены, раневых инфекций, туберкулёза, пневмонии. Вспомним хотя бы войну 1812 года, когда эпидемия сыпного тифа в России превратила французскую армию в чудом уцелевшую горстку деморализованных солдат, которые принесли в Европу эпидемию, унёсшую 2 миллиона жизней. Что касается болезней системы кровообращения, то «главным действующим лицом» в этой катастрофе является артериальная гипертония. Для снижения артериального давления во всех странах чаще всего действительно используются ингибиторы АПФ. Наиболее известный, проверенный, эффективный и безопасный из них эналаприл (энап), восстанавливает функцию повреждённых гипертонией сердца и почек, предотвращает развитие инфаркта миокарда, сердечной недостаточности и др. По данным крупнейшего российского исследования, при его назначении за 2 года удалось снизить число инфарктов в 8,5 раз, инсультов - в 10 раз и гипертонических кризов - в 5,7 раза. Все научные сообщества мира, включая Всероссийское общество кардиологов, рекомендуют ингибиторы АПФ в качестве препаратов первого выбора при лечении пациентов с артериальной гипертонией.