aif.ru counter
1505

Государство, бизнес или сами? Кто должен заботиться о здоровье россиян

Государство не имеет средств на поддержание здорового образа жизни своих граждан. Готов ли бизнес взять на себя эту задачу?

Стратегия по формированию здорового образа жизни, принятая в прошлом году, является памяткой о пользе здорового образа жизни и не содержит ни конкретных механизмов реализации, ни ссылок, откуда должны взяться средства на ограниченный круг мероприятий (например, кампаний в СМИ). Более того, в условиях сокращения затрат на здравоохранение выполнение даже самых скромных мероприятий ставится под вопрос.

Бизнес-сообщество заявляет о готовности взять на себя часть забот о здоровье работающего населения. Однако усилия работодателей могут разбиться о нежелание россиян заботиться о своем здоровье.

Какие вредные!

Главная задача «Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» – сократить на 25% употребление алкоголя, табакокурение (среди взрослых – на 28%, среди детей и подростков – на 53%), употребление наркотиков – на 4%.

Если бы создатели стратегии воспользовались исследованием «Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, осознание факторов риска, заболеваемости и смертности», которое было представлено Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) в 2011 г., то планы, скорее всего, претерпели бы корректировку. Исследование показывает, что россияне не испытывают потребности заботиться о своем здоровье.

Несмотря на то что 95% наших сограждан считают здоровье самой важной ценностью и знают о связи между факторами риска и развитием неинфекционных заболеваний, только 8,7% населения не курят, не употребляют алкоголь, придерживаются правил здорового питания и имеют адекватную физическую нагрузку. Большинство населения расценивает факторы риска как допустимые атрибуты привычного стиля жизни. Для того чтобы россияне изменили отношение к своему здоровью, нужны титанические усилия, которые государство предпринимать не готово по разным причинам.

Как большие

В развитых странах к проблеме неинфекционных заболеваний подходят с различных сторон. Для каждого из факторов риска можно выделить стратегии, уже доказавшие свою высокую эффективность: в борьбе с курением и чрезмерным употреблением алкоголя больший результат дают фискальные меры, а в пропаганде физической активности и правильного питания – кампании в СМИ. Естественно, эти меры дадут эффект, если их предпринимать в комплексе и одновременно на различных уровнях. Причем один из важнейших – корпоративные программы по внедрению ЗОЖ.

Эти программы есть и в России. AIPM совместно с Международной федерацией фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA) представила результаты исследования корпоративных практик по поддержке ЗОЖ на российских и зарубежных предприятиях.

В исследовании приняли участие сотрудники 46 государственных и частных компаний с большим количеством работников: «Газпром», «Норильский никель», «РусГидро», «Лукойл», «ИКЕА», «Азбука вкуса», «Тандер», «ГК ПИК», РЖД, «Мегафон», «Ростелеком», Mail.ru Group, Кубанский государственный университет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова. Оказалось, что, хотя в целом по стране почти три четверти работодателей предлагают те или иные меры поддержки здоровья, распространенность их весьма неравномерна.

В лучшем положении находятся крупный бизнес, старые предприятия, сохранившие инфраструктуру с советских времен, государственные учреждения. Предприятия определенного уровня уже не могут экономить на программах ДМС и диспансеризации. Средний и особенно малый бизнес часто не в состоянии выделить финансовые ресурсы на меры ЗОЖ, такие как проведение спортивных мероприятий, вакцинация от гриппа, горячее питание.

Оплата спортивных занятий, путевок в санатории, оплата медицинской помощи – удел избранных. Ограничительные меры (например, ограничение времени на перекуры) встречаются реже и непопулярны среди работников.

Призы за ЗОЖ
Зампред Комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев уверен, государство должно создавать условия для развития профилактики, понятную и убедительную систему мотивации граждан сохранять свое здоровье. Примером могут служить крупные международные компании: прибавка к зарплате за отказ от курения, оплата занятий в фитнес-центрах, рост заработной платы в соответствии с отсутствием больничных листов. Он предложил предоставлять дополнительные преференции гражданам, проходящим диспансеризацию, а также сформировать систему правительственных грантов, обеспечивающих на конкурсной основе поддержку общественных объединений, работодателей и субъектов РФ, осуществляющих программы укрепления здоровья, поддержания и ведения здорового образа жизни.

С чужого плеча

Казалось бы, обеспечь работников питанием, создай условия для занятия физкультурой на рабочем месте и проводи регулярную диспансеризацию – и все, жди положительного результата. Маргарита Датская, президент Advanced Management Institute, считает такую стратегию отголоском «гигиенического» подхода.

«Забота о здоровье является лишь еще одним способом повысить привлекательность работодателя. Но именно сама работа может влиять на здоровье человека. Стресс, связанный с профессиональными задачами или неправильной организацией самого процесса, не перекроет никакой здоровый образ жизни, – считает она. – Разговор о ЗОЖ без учета этих факторов похож на косметическую операцию: на вид все в порядке, но скрытые механизмы продолжают разрушать здоровье, в том числе и самой организации».

Сергей Карпов, научный сотрудник Advanced Management Institute, видит еще один камень преткновения.

«Инициативы сами по себе (без изменения корпоративной культуры, а возможно, и производственных процессов и взаимоотношений) для российских условий, как правило, либо бессмысленны, либо вредны, – уверен он. – Процессы, разрабатываемые для организаций и стран одной культуры, в подавляющем большинстве не работают в другой или работают так, что лучше бы этого не видеть». Исключениями, по его мнению, являются филиалы западных компаний в России.

Действительно, в ходе фокус-групп и интервью выяснилось, что российские предприятия значительно отстают от зарубежных как по содержанию программ ЗОЖ, так и по форме, то есть в организации процесса. Даже на крупных предприятиях, серьезно инвестирующих в здоровье работников, отсутствует системный подход и не проводится оценка отдачи от программ. Работники не вовлечены в их разработку, что снижает популярность самых лучших мер.

В то же время со стороны работников существует запрос на программы ЗОЖ, в первую очередь – софинансирование занятий спортом, дотации/скидки на здоровое питание и скрининг основных показателей здоровья. При этом для работников важны удобство, понятный механизм реализации программ, конфиденциальность, когда речь идет о здоровье и т. д.

Авторы исследования учли российские реалии при разработке рекомендаций. В них говорится, что для обеспечения успеха корпоративных программ по внедрению ЗОЖ необходимы как личный пример топ-менеджмента компаний, так и мотивирование работников с индивидуальным подходом, использование финансовых и иных стимулов. Необходима широкая разъяснительная работа, иными словами, мощная пиар-компания.

«Поскольку большинство людей проводит на работе значительную часть времени, корпоративные оздоровительные программы играют крайне важную роль. Вместе с тем оценить их результаты можно лишь в долгосрочной перспективе», – подчеркивает Марио Оттильо, директор IFPMA по политике в области здравоохранения.

Бизнес считает, что в одиночку с нежеланием работников заботиться о своем здоровье ему не справиться, и ищет поддержки и понимания у государства. «Направления такой поддержки могут быть самыми разнообразными: от прямого софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной, организационной и методической помощи», – говорит Ирина Дорохова, председатель рабочей группы AIPM по неинфекционным заболеваниям, директор по внешним и корпоративным связям в России и странах Центральной и Восточной Европы, Johnson & Johnson.

Она подчеркивает, что продвижением здорового образа жизни должно заниматься не только Министерство здравоохранения, но и другие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и муниципальные структуры, органы самоуправления, некоммерческие организации.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Загрузка...

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество