Кардиомиопатия Такотсубо или стрессовая кардиомиопатия — так называют этот состояние врачи. Встречается оно довольно редко и поражает в основном женщин после менопаузы. А своё название получило за то, что предшественником заболевания, как правило, становится сильное эмоциональное потрясение — например, расставание с любимым, ссора с родными или коллегами, плохие новости или даже автоавария.
Симптомы «синдрома разбитого сердца» похожи на проявления инфаркта (резкая боль в груди, проблемы с дыханием), но смертность от него намного ниже. Примерно 20% пациентов с таким диагнозом поступают в отделения «скорой» в критическом состоянии, однако практически все из них выживают. Проблема в другом: как редкое и малоизученное заболевание, «синдром разбитого сердца» трудно диагностировать и иногда, когда пациенту требуется срочное лечение, у врача просто не хватает на это времени. И поскольку болезнь «маскируется» под инфаркт, пациента и лечат соответственно. Между тем, многие процедуры, входящие в обычный «послеинфарктный» набор, пациентам с разбитым сердцем просто не нужны.
Причины заболевания также пока до конца не известны. Врачи полагают, что поводом для нарушения сердечной функции может быть резкий прилив стрессовых гормонов, например, адреналина. Однако точно этот механизм не изучен из-за редкости заболевания. В чём врачи уверены, так это в том, что синдром полностью излечим, если, конечно, лечиться правильно.
Как правило, пациентам с таким диагнозом назначают аспирин, бета-блокаторы, ингибиторы ACE и статины, а курс медикаментозного лечения длится около недели. После этого врачи рекомендуют не нагружать себя и по возможности оградиться от стресса, хотя их пациенты итак обычно не испытывают повторных приступов. По статистике, только 3% больных «синдромом разбитого сердца» возвращаются к врачам с теми же жалобами.
Кстати, недавно британские медики сделали интересное наблюдение. Большинство случаев «синдрома разбитого сердца» приходятся на весенние и летние месяцы, пишет Science Daily. А это, между прочим, тенденция, обратная по сравнению с сезонностью инфарктов — они как раз в основном приходятся на зиму и осень. Поэтому учёные заключили, что синдром, вопреки распространённому мнению, не является ни предвестником, ни формой инфаркта и связан не с закупоркой артерий, а с нарушением функции сердечной мышцы.