Это правило не касается детей, имеющих серьёзные проблемы с учёбой. Серьёзные пробелы в знаниях за один месяц не устранить. Мы же хотим рассказать, как лучше заниматься с нормально успевающим ребёнком, чтобы он и дальше смог показывать хорошие результаты в школе.
Принципиальный вопрос
Тут есть несколько важных принципов. Вот они.
Добровольность. Если заставлять заниматься из-под палки – толку не будет. Поэтому постарайтесь объяснить ребёнку, что летние занятия нужны и выгодны вовсе не родителям, а ему самому. Аргументы должны быть убедительными. Кому-то для мотивации достаточно будет услышать, что дополнительные занятия позволят исправить тройку по математике, а кому-то они помогут обскакать по успеваемости противного задаваку одноклассника Петьку. Или что можно будет без ошибок и без страха быть осмеянным писать эсэмэски королеве школы Яночке. В общем, вы лучше знаете своих детей, чтобы придумать, на какой крючок их можно поймать.
Коллегиальность. Не навязывайте ребёнку, если он уже вышел из младшего школьного возраста, своё расписание занятий. Подумайте вместе, какой режим учёбы на каникулах мог бы его устроить. Дайте ему возможность выбирать: заниматься ли ежедневно по часу или 3 раза в неделю по 2,5 часа, например. То же самое касается и самих учебных предметов: подумайте вместе, какой из них больше нуждается в подтягивании. Ну и конечно, надо определиться со временем занятий.
Регулярность. Если уж определили расписание занятий, надо его придерживаться, несмотря ни на что. Конечно, определённые послабления могут быть – ну, допустим, если время очередного урока совпало с интересным фильмом по телевизору или с футбольным матчем во дворе, то занятия можно и перенести. Но вы должны следить, чтобы ребёнок по-честному отработал то, что недоделал.
Контроль. Разумеется, если ребёнок достаточно взрослый, необязательно стоять у него над душой всё время занятий. Можно просто указать объём задания и потом проверить его выполнение. Но держать ребёнка в поле зрения, пока он занимается, всё-таки не помешает.
Поощрение. Придумайте систему поощрений за выполненную работу. А за работу, выполненную с блеском, установите особую награду. Конечно, и простая родительская похвала для ребёнка ценна, но материальное подтверждение добрых слов будет наверняка нелишним. Призом могут быть сладости, игрушки, книжки, поход в кино, разрешение пригласить с ночёвкой друга…
Исключения. Не занимайтесь с ребёнком, если он себя плохо чувствует или активно отказывается от занятий. Разумеется, это не значит, что вы должны потакать капризам любимого чада, но если у ребёнка действительно есть причина, чтобы пропустить занятия, лучше войти в его положение. К тому же от работы спустя рукава толку не будет.
Пустяки, дело житейское!
К малышам из начальной школы у родителей должен быть иной подход. Вот несколько советов мамам и папам начинающих учеников, которые могут пригодиться им как летом, так и в учебном году.
Начинайте с выполнения не сложных, а любимых и простых для малыша заданий. Это даст ему уверенность в своих силах и мотивирует заниматься дальше.
Если ребёнку не даётся тот или иной пример или задача, не раздражайтесь. Постарайтесь терпеливо разъяснить всё, что непонятно. И, даже если занятие прошло не слишком успешно, в конце найдите хоть что-то, за что ребёнка можно было бы похвалить.
Подбадривайте малыша, если ему трудно или что-то не получается. Но если задача оказалась непосильной и не помогли даже ваши многократные объяснения, оставьте ребёнка в покое. Лучше предложите аналогичную, но более простую задачу. А к сложной вернётесь в другой раз.
Выстраивайте занятия так, чтобы ребёнок мог использовать свои сильные стороны. Это поднимет его самооценку и поможет стать более успешным.