Закончилась самая длинная школьная четверть. К ее финишу дети доплелись бледными, с синевой под глазами, их лица стали апатичными. Диагноз «синдром третьей четверти» можно поставить практически каждому.
Детей надо срочно оздоровлять. Благо – каникулы позволяют это сделать.
1. Больше физической активности!
Самое трудное для ребенка – это сидеть на одном месте. Дети по своей природе очень активны. Они должны бегать, прыгать, лазить, а вынуждены по многу часов подряд проводить сидя за партой. От этого больше всего страдают мышцы спины, плечевого пояса и брюшного пресса. Именно их надо укреплять в первую очередь. Конечно, этим надо заниматься круглый год, но на каникулах, когда у школьника есть много свободного времени, сделать это проще. Хорошо, если родители составят ему компанию. Папа может больше времени проводить с ребенком на спортивной площадке: учить его подтягиваться, лазать по канату, забрасывать мяч в баскетбольную корзину… Маме будет несложно попрыгать вместе с ним на батуте в парке, покрутить обруч дома. Полезной на каникулах будет именно простая физическая активность, а не интенсивные спортивные перегрузки в секциях!
2. Профилактика простуд
За долгую зиму детский организм ослаб и очень подвержен простудным заболеваниям: любой сквозняк может превратить каникулы в больничный. Поэтому сейчас самое время провести витаминизацию: потребуются не только готовые аптечные комплексы, но и плоды маминого кулинарного усердия. Важно готовить ребенку больше блюд из ягод и фруктов: муссы, смузи, фреши, самодельное мороженое (кстати, оно еще и горло закалит). Вместо чая все каникулы полезно пить настой шиповника или напиток из меда, лимона и имбиря. Каникулы – это еще и удачное время, чтобы начать закаливание. Но помните, в этом деле важна регулярность: обливать холодной водой ноги или все тело надо ежедневно и без пропусков.
3. Укрепление зрения
Высокая зрительная нагрузка в школе приводит к утомляемости глаз и ухудшению зрения. Поэтому в каникулы ограничиваем время компьютерных игр, а вместо них проходим специальную компьютерную программу для расслабления глазных мышц. Хотя бы по 10–15 минут в день. И вместе с ребенком делаем упражнения для глаз. Самое простое – поставить точку на стекле на уровне глаз ребенка и попеременно смотреть то на стекло, то на отдаленный предмет за окном. И, конечно, надо больше гулять и выезжать на природу, кислород для глаз – первое дело.
Жесткий запрет на компьютерные игры – не самый действенный метод отвлечь ребенка от компьютера. Вместо запрета лучше предложите ребенку альтернативу. Купите в честь каникул настольную игру – сейчас их огромный выбор. Проводить за ней вечер будет интересно не только детям, но и взрослым членам семьи.
4. Переходим на «умное» питание
Большинство родителей склонны во время каникул давать детям поблажку, разрешая есть любые вкусности, которые желанны, но не полезны: чипсы, шоколадные батончики и прочую «мусорную» еду, как бы вознаграждая за наконец-то оконченную четверть. Это большая ошибка. Похвальное желание вознаградить за труды и побаловать ребенка чем-то вкусненьким можно реализовать иначе: во время каникул сделайте акцент на полезные сладости – сухофрукты, варенье, свежевыжатые соки.
За время каникул ребенок должен не просто «отъесться», а прежде всего восстановить энергетические ресурсы головного мозга, которые ежедневно и активно расходовались в период учебы. Мозг – самый «прожорливый» орган и его нужно кормить сытнее остальных. Поэтому продуктом №1 на время каникул должна стать рыба, желательно морская. Ученые доказали: те, кто регулярно ест рыбу и морепродукты, лучше учатся и лучше пишут тесты, чем те, кто ест рыбы мало или не ест совсем. Все дело в натуральных жирных кислотах омега‑3 – они просто необходимы для питания клеток мозга и образования новых нейронных связей. Что интересно, омега‑3 – это единственный пищевой нутриент, позитивно влияющий на интеллектуальные способности человека. Еще лучше сделать постоянным гостем в своем доме натуральный рыбий жир – там омега‑3 содержится в первозданном виде. Для ребенка подойдут капсулы: они не пахнут и не имеют вкуса, только выбирайте те, что соответствуют его возрасту.
5. Развиваем мышление и фантазию
Чтобы не отвратить отпрыска от познавательной активности, которую частенько отбивает школа, родители должны отыскать интересные способы познания окружающего мира. Можно вместе с ребенком смотреть телепередачи или читать книги о природе, людях, космосе, животных и растениях… Можно посещать музеи, театры, консерваторию, ходить на экскурсии. Или приобрести наборы для опытов, которые можно проводить в домашних условиях. Полезно сводить ребенка к себе на работу – ему наверняка будет интересно увидеть маму и папу с другой стороны – не как родителя, а как специалиста.
6. Даем возможность заниматься любимым делом
У школьников часто не остается времени на хобби. А вот каникулы можно смело посвятить тому, что ребенок любит больше всего на свете: авиамоделированию, лепке, вышивке, конструированию, рисованию…
7. Любим и хвалим
Родительские любовь и тепло – важные условия физического и психологического здоровья ребенка. Мы часто обвиняем наших детей в лени, невнимательности, безответственности, сравниваем с другими, более успешными детьми. Не стоит этого делать. Старайтесь подмечать даже самые мелкие достижения своего чада и не уставайте его за них хвалить.
8. А после каникул…
Когда начнется последняя четверть, следите за режимом труда и отдыха вашего чада. Уроки надо делать в одно и то же время. Психологи считают, что наиболее удачные для этого часы – после 16.00. Начинать лучше с письменных заданий. Время приготовления «домашки» не должно затягиваться до бесконечности. Даже в старших классах дольше 4 часов заниматься не следует.
Придерживайтесь правильного питания. Поменьше сладостей и мучного, больше овощей, фруктов, белка (мясо, яйца, творог), а также молочных и зерновых продуктов.
Следите, чтобы ребенок достаточно спал. Первоклашка – 9–10 часов в день, старшеклассник – хотя бы 8 часов.
Гулять после уроков надо не менее 2 часов в день.