Особенно это заметно по маленьким детям, еще не испорченным телевизором и компьютером: они все время хотят бегать, прыгать, лазить…
С детьми школьного возраста сложнее, так как школа и современные развлечения (компьютер, телевизор, DVD) приучают исключительно к сидячему образу жизни. Между тем, детские физиологи предупреждают: растущему организму нужно двигаться никак не меньше 10 часов в неделю! Так, дошколенку природа предназначила играть в подвижные игры 3,5– 4 часа в день, ребенку 7–9 лет – около 3 часов, а детям старше 10 лет – 2,5 часа. Идеально проделывать это на свежем воздухе.
Читайте также: | |
---|---|
Чтобы ребёнок был «фигуристым»: спортшкола и солярий — плохо, диета и аэробика — хорошо | |
Фитнес по возрасту: какие упражнения вам подходят? | |
Обратили внимание, как поменялись приоритеты? В нашем с вами детстве родителям главное было – накормить нас и приохотить к учебе. Заставлять нас двигаться не приходилось – у нас не было ни Интернета, ни компьютерных игрушек, только телевизор с двумя-четырьмя каналами, совершенно неинтересными детям. Теперь, чтобы вырастить здорового ребенка, надо еще следить за тем, чтобы он не переедал и регулярно двигался, ведь в развитых странах ожирение наблюдается у 40–60% детей! Из-за этого «молодеют» сердечно-сосудистые заболевания, диабет и другие серьезные проблемы со здоровьем. Именно поэтому детей так важно с ранних лет приучать к ежедневным прогулкам и физическим упражнениям.
С чего начать?
Утренняя зарядка – отличный вариант ввести физкультуру в распорядок дня ребенка. Вот только дети зачастую так не любят рано вставать! Не упорствуйте, подберите более удобное для физической активности время. Многие дети возвращаются из школы в состоянии нервно-мышечного возбуждения – бегут домой, машут портфелем, как бы сбрасывая стресс от долгого сидения за партой. Этим как раз можно воспользоваться для упражнений: если ребенок не очень голоден, пусть позанимается физически, а там и обед подоспеет. Впрочем, можно делать гимнастические комплексы и между подготовкой уроков, и даже перед сном. В последнем случае стоит чуть снизить темп: от слишком активных упражнений ребенок может перевозбудиться и ему трудно будет уснуть. А после адекватной физической нагрузки лечь спать как раз очень приятно.
Дети – не взрослые, им скучно 25 раз повторять одно, даже самое полезное, упражнение. Ребенку до 12–13 лет надо предлагать разные, пусть однотипные упражнения, и повторять их 2–6 раз. Не забывайте хвалить ваше чадо за каждую удачную попытку. Первое время обязательно контролируйте занятия и принимайте в них участие, подбадривая и страхуя. Это мотивирует ребенка заниматься, давая ему понять: то, что он делает, важно для вас. Самостоятельно он сможет заниматься, когда станет более сосредоточенным, обычно после 10–12 лет.
Для начала попробуйте вот такой забавный комплекс. Можете дополнять и переделывать упражнения так, как вам кажется интереснее. Помните, что для детей до 10–12 лет задача – не накачать какие-то конкретные мышцы, а приучить себя регулярно двигаться и получать от этого удовольствие. С этим комплексом отлично сочетаются любые отжимания, подтягивания, приседания, прыжки, бег. Все это – естественные движения, подходящие как для мальчиков, так и для девочек.
1. «Хлопаем крыльями»
Встать ровно, не сутулиться, ноги шире плеч. Растопырить руки, наклониться вперед (примерно до горизонтали, ниже не нужно), поднять руки вверх, насколько получится. Помахать руками вверх-вниз, имитируя движения птичьих крыльев. Не надо сильно задирать голову – шея заболит, лучше смотреть прямо перед собой.
2. «Хозяин мяча»
Взять мяч типа футбольного и зажать его между коленями (мяч должен быть не очень сильно надут). Плечи развернуть, не сутулиться, руки держать на поясе. Приседать, стараясь не выронить мяч. Если мяч выпал, но ребенок успел подхватить его раньше вас, упражнение все-таки считается выполненным.
3. «Сползая по стене»
Требуется гладкая стена, можно использовать закрытую дверь в комнату. Встать спиной к ней примерно в 20–30 см и опереться спиной на стену. Приседать, сползая по стене, и подниматься. Держите руки около ребенка: если он вдруг не сможет встать, слегка подтолкните его под бедра из нижней точки.
4. «Шагая руками»
На этот раз к стене или двери надо встать лицом. Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, ладони лежат на стене на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться, как можно ниже, и выпрямиться.
5. «Вертикальные прогулки»
Встать, как для предыдущего упражнения, но подальше от стены. Спина прямая, не сутулиться, плечи развернуты, руки на поясе. Поднять ногу, сгибая ее в колене, и положить стопу на стену. Поменять ноги. Если не получается положить всю стопу, от пятки до носка, можно дотрагиваться только пальцами ноги. Страхуйте ребенка: встаньте у него за спиной и держите руки в 5–10 см от его боков с обеих сторон: если вдруг потеряет равновесие, обхватите и поддержите.
6. «Кони в яблоках»
Встать ровно, не сутулиться, развернуть плечи, руки на поясе. Одну ногу выдвинуть вперед на полшага, другую – на полшага назад. Поменять ноги прыжком. Со временем пусть ребенок ставит ноги более широко, это труднее. Проследите, чтобы пол не был скользким, а ребенок занимался в кроссовках или кедах.
7. «Конь кланяется»
Встать, как для предыдущего упражнения, так же выдвинуть одну ногу вперед, другую – назад. Расстояние между ногами должно быть больше, чем в предыдущем случае (60–90 см). Приседать, сгибая переднюю ногу в колене, заднюю пятку отрывая от пола, а заднее колено направляя в пол. Ребенок может даже касаться задним коленом пола, если это не вызывает у него болезненных ощущений. А вы встаньте сзади и страхуйте, как в упражнении 5.
8. «Пресс»
Сесть на пол, скрестив руки на груди. Вы придерживаете ступни, чтобы они не отрывались от пола, а ребенок пробует лечь и обратно сесть. Колени должны быть слегка согнутыми. Если лечь и сесть не получилось, пусть просто откидывается назад настолько глубоко, насколько позволяет сила мышц живота. Это упражнение можно делать в другом варианте: вы сидите в невысоком кресле, ребенок закидывает ноги к вам в руки и опять-таки ложится – садится.
Говорите вслух: на опускании корпуса – «вдох», на подъеме – «выдох». Правильное дыхание при проработке пресса очень важно и пригодится в будущем.