Только давайте уточним, что мы имеем в виду. Речь пойдет не о правильной технике кроля или брасса и не об умении проплывать какие-то расстояния. Наша задача сейчас научить ребенка:
1) не бояться воды;
2) уметь выдыхать воду из носа и рта;
3) уметь лежать на воде.
Итак, давайте по пунктам.
Долой водобоязнь!
Малышам, чтобы не бояться воды, надо как можно больше в ней играть. Помогут мяч, надувные или резиновые игрушки. Сначала зайдите в воду по щиколотку и затейте веселую возню, во время которой можно и зайти чуть поглубже, и поваляться. Конечно, потом ребенка придется отчищать от песка, но зато он не будет всю жизнь бояться воды, как некоторые взрослые.
Не советуем при обучении использовать надувные нарукавники, круги, матрасы. С ними малыш не учится сам держаться на воде, не знает, как его тело ведет себя в новой среде. Разумеется, эти предметы можно брать для игры, но на время обучения откладывайте их в сторону.
И малышам, и детям постарше полезно лечь на мелководье и походить на руках, разглядывая ракушки или песочек. Когда заметите, что ребенок уже не прочь засунуть в воду голову, переходите к следующему этапу. Обучение выдоху – важное упражнение, которое в спортшколе занимает 20–30% от времени занятия.
Пофыркаем?
Вы удивлены: все плавают, не опуская в воду голову, зачем же это вашему ребенку? Вы не собираетесь делать из него профессионального пловца. Тем не менее выдох в воду нужен, и вот почему.
● Во‑первых, поза с запрокинутой головой неестественна для позвоночника... Перегружаются мышцы и связки шейного отдела позвоночника, что для юного, не до конца сформированного организма чревато не только ранним остеохондрозом и болями в шее, но и испорченной осанкой на всю жизнь. Кроме того, из-за поднятой головы начинают тонуть ноги, и это вызывает инстинктивный страх и дискомфорт.
● Во‑вторых, умение выдыхать одновременно ртом и носом поможет ребенку в любой ситуации, когда он упадет в воду неожиданно. Например, станет подростком, будет возиться-толкаться с друзьями на мосту или причале, а вас уже не будет рядом, чтобы вовремя остановить опасную игру. Тем не менее к этому возрасту ребенок уже на уровне рефлекса будет очищать дыхательные пути, попав в воду.
Надеемся, мы вас убедили. Теперь сама методика. Объясните ребенку, что надо будет выдохнуть ртом как можно сильнее, так, чтобы пузыри забурлили в воде. Встаньте с ним на мелководье (примерно по пояс ребенку), возьмите его за руку, вместе присядьте и выдохните. Поначалу можно опускать лицо не полностью, только рот. И объясните ребенку, что после выдоха надо или задержать дыхание, или подняться.
Обязательно наденьте очки для плавания, чтобы глаза не щипало. И пусть ребенок не зажмуривается, он же не будет плавать с закрытыми глазами, а переучиваться сложнее, чем сразу правильно научиться. Кроме того, зажмуренные глаза – символ страха, и ребенок начнет бояться.
Чтобы малыш не зажмуривался, попросите его, например, рассмотреть пузыри от выдоха. И так сделайте несколько раз: с силой пускайте пузыри, поднимая голову из воды, резко выдыхайте остатки воздуха носом, чтобы очистить от воды носовые пути. Это инстинктивное дыхание, и у детей оно начинает получаться даже быстрее, чем у нас с вами. Заучите с ребенком смешную формулу: «Выдох ртом-буль-пузыри-буль-выдох носом».
Поплавки и медузы
Теперь пора переходить к умению держаться на воде. Не совершайте типичную ошибку многих родителей, которые заставляют ребенка лечь на воду грудью и грести, а сами при этом поддерживают его под живот и грудь. Эта поддержка и неумелые движения руками и ногами заставляют тело прогибаться, голова поднимается над водой, а ноги тонут. Кроме того, сопротивление воды перекашивает ребенка, как бы смывая его с рук родителя в противоположную сторону. Лучше научите малыша самого лежать на воде.
Сначала покажите ему «поплавок». Присядьте, как обычно, опустите лицо в воду, подтяните колени к груди и обхватите их руками. И вот вы уже висите, покачиваясь, как настоящий поплавок, а радостное чадо вопит: «Я тоже так хочу!» И тут же пробует под вашим чутким руководством. Благодаря этому упражнению ребенок почувствует, какая упругая опора вода и как она реагирует на его движения.
Наконец, пора ложиться. Сначала на спину или на грудь – пусть сам выбирает, а то некоторым страшно повернуться спиной к водной бездне, пусть ее глубина и меньше метра. Со временем малыш непременно научится лежать и так, и этак. Лечь на грудь довольно просто: присядьте, как для «поплавка», и чуть толкнитесь ногами назад, чтобы они всплыли. И объясните малышу, что плюхаться на воду бесполезно, она держит лишь тех, кто подкрадывается к ее поверхности тихо, как рыбка.
Потом по такому же принципу лягте на спину. Пусть ребенок пошевелит при этом руками и ногами: отведет их в сторону, прижмет к телу, сожмет пальцы, развернет ладони. Все это учит его, как вода реагирует на гребки.
Вы, конечно, заметили, что мы советуем вам не просто учить, а все показывать самому и делать упражнение вместе с малышом. Даже если вы сами этого не умеете, учитесь вместе!
Стильное будущее
Научившись выдыхать в воду и лежать на ней, можно начинать учиться передвигаться вплавь. Хотя лично я сторонница того, чтобы этому обучал тренер в бассейне. Однако, если вам не терпится попробовать самим, имейте в виду, что стилям плавания обучают по следующей схеме.
1. В первую очередь детей учат плавать кролем на груди и брассом («по-лягушачьи»). В брассе – достаточно сложное многофазное движение ног с разворотом, заканчивающееся ударом пяток вбок. В кроле движение ног попроще, волнообразное, при этом на одно дыхание может приходиться от 2 до 6 ударов ногами. Следите, чтобы ребенок не сжимал колени, работал ногой «от бедра».
2. При обучении любому стилю сначала ребенок берет плавательную доску (или вы его держите за руки) и отрабатывает работу ног и дыхание. Затем, стоя по шею в воде, учит движения рук и их сочетание с дыханием. И, только отработав движения рук и ног по отдельности, можно попробовать их соединить.
3. Как только кроль на груди начал получаться, можно переворачиваться и на спину.
4. Баттерфляй традиционно считается физически тяжелым стилем. Хотя сложность тут не в силе, а в технике. Если ребенок хочет попробовать баттерфляй, объясните: ноги работают так же, как в кроле, и руки, как в кроле, только не по очереди, а одновременно.
5. Отрабатывая отдельно руки, отдельно ноги и потом все это соединяя, постарайтесь добиться того, чтобы движения стали удобными и естественными для ребенка. Если он теряет интерес, устает, скорее всего, ему слишком сложно. Вернитесь на предыдущий этап занятия, т. е. опять раздельно учите движения рук и ног, лежите на воде, выдыхайте в воду. Главное – вернуть уверенность в собственных силах. Постарайтесь заканчивать занятие, когда ребенок хочет плавать еще, – тогда к следующему уроку он отнесется не как к «обязаловке», а как к долгожданной радости.
Важно
► 10–12 часов – лучшее время для загара в средней полосе.
► 18–25 °С – при такой температуре воздуха могут принимать солнечные ванны дети 7–12 лет.
► 5 минут можно загорать младшим школьникам в первый и второй дни выхода на пляж. Не забудьте про головные уборы!
► Не ниже 21 °С должна быть температура воды для первого купания младшешкольников. Оно может длиться только 1 минуту. Постепенно купания при этой температуре воды доводят до 10 минут.
► На 5–10 минут можно увеличивать время загорания через каждые два дня.
► 30 минут – максимальная продолжительность солнечных ванн для детей 7–8 лет.
► 50 минут – максимальная продолжительность солнечных ванн для детей 9–12 лет.
► При температуре 25 °С первое купание может длиться 2 минуты. Постепенно купания при этой температуре воды доводят до 23 минут.
Рекомендации отдела заболеваний детей и подростков НЦ восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития РФ.
Личное мнение
Марина Могилевская:
– Я начала учиться плавать в детстве и считаю, что ребенка нужно учить плавать с рождения. Ведь для человека вода – это естественная среда. Я и сейчас очень люблю плавать, это помогает мне поддерживать мою фигуру. Так что уроки, полученные в детстве, помогают мне до сих пор.