Что делать, если ребёнок сутулится? Как с рождения формировать у ребёнка правильную осанку и предупредить проблемы с позвоночником? Что поможет сохранить правильное положение позвоночника во время длительных занятий сидя? Об этом АиФ.ru поговорил с доктором медицинских наук, профессором, травматологом-ортопедом Людмилой Михайловой.
Миличь Майя, АиФ.ru: Что приводит к проблемам с осанкой у ребёнка?
Людмила Михайлова: На сегодня основной причиной нарушения осанки является гиподинамия. Родители нередко под свой режим дня подстраивают ребёнка. Например, сидят вечером на диване, смотрят телевизор, а ребёнок рядом с ними сидит в положении сгибания, когда голова и плечи опущены. Это происходит, к сожалению, даже с детьми до года. Вместо этого родители должны осознавать, насколько важна для ребёнка постоянная активность. Ребёнку, как котёнку или щенку, нужно постоянное движение, беготня, преодоление высоты, ползание. Детям крайне вредно сидеть, потому что в этом положении работают только сгибатели, а когда дети бегают, прыгают, залезают на что-то или слезают, мышцы работают синхронно, и на сгибание, и на разгибание.
Сегодня же дети часто лишены возможности активно двигаться. На улицах дети уже не чертят классиков, чтобы прыгать, никто не лазит по деревьям, никто не прыгает на детских площадках. При этом посещение спортивных секций не развивает детей в достаточной мере.
Кроме этого, раньше дети на переменах в школе бегали, а сейчас — склонившись «сидят в телефонах», что тоже играет свою роль. Хотя у современных гаджетов есть один плюс — они являются замечательной мотивацией, с их помощью можно чего-то добиться от ребёнка, например выполнения упражнений. Конечно, лишать всего тоже нельзя, но стоит искать альтернативу. Например, пусть ребёнок играет в телефоне разрешённое время, но не сидя, а лёжа на животе на полу.
С самого рождения
— Что же делать родителям, чтобы у ребёнка правильно сформировалась осанка?
— Заниматься осанкой нужно с самого раннего возраста. Когда ребёнок совсем маленький, то есть в первые 1,5–2 месяца, его можно держать в кроватке. Но уже после двух месяцев малышу необходимо движение. Конечно, за ним нужно постоянно присматривать и при этом как-то делать рутинные домашние дела. В решении этой проблемы поможет манеж, где ребёнок может самостоятельно играть, ползать, развлекать себя, пока мама занята. При этом детская кровать должна использоваться только для сна. Приучать к манежу лучше с 1,5 месяцев, до шести месяцев ребёнок может проводить часть активных часов именно там. Манеж должен быть максимально большой, чтобы у ребёнка было место для перекатов через бочок и для ползания.
Потом уже, после полугода, стоит оборудовать в квартире «детский» угол. Лучше всего оборудовать игровое место на полу, постелив на пол ковёр и разложив игрушки. Цель этого в том, чтобы ребёнок научился сам себя перемещать в пространстве, управляя мышцами. При этом, конечно, с ребёнком нужно постоянно играть, заниматься на мяче, делать лёгкие и подходящие по возрасту и показаниям развивающие упражнения.
Крайне важно развивать у ребёнка ползунковый рефлекс, например ложиться рядом с малышом, чтобы он карабкался и учился переползать через взрослого.
Правильно развитые дети, которые находятся в постоянном движении, меньше травмируются, так как умеют группироваться. Важно строго соблюдать правила безопасности, ребёнок должен ползать только на полу, если он перемещает себя по кровати, то рядом должен находиться взрослый, полностью контролирующий действия малыша.
Разговоры о том, что есть дети, которые не ползают, а сразу встают и начинают ходить, некорректны. На мой взгляд, такой сценарий — скорее всего, последствие маленьких квартир, где ребёнку просто негде было ползать. А ведь переходить в вертикальную позицию и учиться ходить можно только после того, как ребёнок научился ползать. При этом дети должны сами учиться вставать, потом — залезать и сползать с дивана.
Последствия
— К чему может привести неправильно сформированная осанка?
— Родители боятся таких диагнозов, как кифоз и лордоз, но физиологический кифоз и лёгкий лордоз — это нормальное состояние, которое формируется позже. И стоит этого не бояться, а предупреждать. Дело в том, что у ребёнка изначально ровный позвоночник, и чтобы у него правильно сформировалась осанка, должны быть сформированы крепкие и сгибатели, и разгибатели, поэтому важно давать симметричную нагрузку. А для этого лучше, чем ползание, пока ничего ещё не придумали. Иногда мы даже назначаем быстро растущим детям, у кого быстро растут конечности, ползание по лестнице. Заставить ползать ребёнка можно с помощью специальных горок.
Родители должны сами понимать, насколько важна осанка. Потому что, если она сформирована неправильно — это проблема на всю жизнь. Неправильная осанка приводит и к головокружениям, и к нарушениям дыхания, частым простудным заболеваниям, патологическим реакциям на погоду и головным болям.
Учимся стоя!
— Как организовать обучающие занятия?
— Главное, чтобы ребёнок выполнял задания не только сидя, но и стоя или даже лёжа на животе. Для этого есть и специальные рабочие места.
При этом более 15 минут в положении сидя ребенку 4–5 лет нельзя находиться.
Кроме этого, с ребёнком нужно гулять три – четыре раза в день, где бы он мог бегать, носиться, залезать на горки, преодолевать препятствия и так далее. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, чтобы он мог и речь развивать. Очень полезна игра в детский «дартс», когда ребёнок бросает шарики в мишень то одной рукой, то другой. Полезно и просто не спеша подниматься по лестнице, причём не приставным шагом. А вот качели бессмысленны — ребёнок сидит и не затрачивает энергию. Дома можно завести планку для периодического положения «виса» или шведскую стенку, можно танцевать. Иногда за ребёнка нужно придумывать занятия, особенно если он один в семье. Когда детей много, например двое или трое, то они и без взрослых найдут себе развлечения и будут достаточно двигаться. Главное, чтобы всё происходило под присмотром взрослых.
Родители сегодня часто забывают, что они в детстве имели большую свободу и больше двигались. Сейчас же во дворах целыми днями уже никто не гуляет, от этого возникают проблемы с осанкой.
— Как быть, когда ребёнок начинает готовиться к школе и ходить в подготовительный класс?
— Там все дети уже сидят по 30 минут на занятиях. Поэтому после занятий обязательна длительная прогулка, где ребёнок побегает по площадке, попрыгает на горке и так далее — это и станет профилактикой проблем, к которым приводит длительное положение сидя за партой. Конечно, нельзя ребёнку разрешать сидеть, развернувшись с опорой на правый локоть (если он правша) или на левый (если ребенок левша), при этом свесив голову и «разложившись» по столу. Такое положение говорит о том, что ребёнок устал и настало время для двигательной активности. Потому что самое вредное — это сидеть по два – три часа без отдыха и при этом — не разгибаясь.
Кстати, детей, с которыми не занимаются, сразу видно — у них голова опущена, плечики опущены, лопатки «крыловидные» и как будто отходят от тела. А ведь главное — сформировать осанку ещё до школы, тогда и проблем не будет.
Какую секцию выбрать?
— Если же школьник уже сутулится — что делать?
— Отдавать в спорт, причём в какую именно секцию — это в целом не важно. Главное, чтобы секция была рядом с домом, а занятия вёл внимательный тренер, которого дети не раздражают. Теннис — не лучший выбор, так как там даётся очень односторонняя нагрузка. Художественная гимнастика — специфический вид спорта, тренировки нацелены на развитие гибкости позвоночника, что приводит к перегибам и перегрузкам. А вот единоборства могут помочь с формированием правильной осанки. Любой игровой вид спорта — отличный выбор, поскольку потом можно пойти заниматься танцами.
Ходить же в секцию нужно так часто, как получается. Потому что этой нагрузки всё равно будет мало, и родители должны заниматься с ребёнком каждый день, ведь ни один спортивный комплекс сам по себе не работает. Заниматься дома нужно тем, что больше походит каждой конкретной семье. Пусть ребёнок показывает и повторят то, чему его научили в секции, или можно делать гимнастику всей семьёй, можно ходить на длительные прогулки, зимой — кататься на коньках или лыжах, можно выполнять упражнения на шведской стенке или ежедневно отжиматься, можно походить на пятках по дому и так далее. Кстати, для полноценной утренней гимнастики достаточно и пяти минут. Главное — чтобы ребёнок получал удовольствие от занятий, чтобы ему нравилось двигаться, так будет закладываться правильный стереотип осанки.
«Не сутулься!»
— Как обычно лечат нарушения осанки у детей и подростков?
— Основа исправления осанки — это движение. Корсеты для спины — это фиксатор для детей, которые уже не могут сами выпрямиться, этот вид лечения назначается уже при запущенных стадиях. Нарушение осанки — это неправильный режим.
Нельзя забывать, что мы живём в регионе, где мало солнца, поэтому нужно много гулять, не менее четырёх часов в день, и принимать препараты с витаминами А, D и можно очищенный рыбий жир. Для правильного формирования скелета крайне важно достаточное количества кальция. Но эти моменты должен регулировать педиатр. Родители же должны нагружать ребёнка так, чтобы он уставал и быстро засыпал.
— Какие упражнения можно делать дома?
— Стоять, прижавшись к стене или косяку, — эффективно, но подходит скорее для девочек. Мальчикам лучше ходить по дому на пятках, играть с грушей, делать висы, делать уголок в висе и подтягиваться. Мальчикам важно наращивать мышечную массу, потому что скелет у них очень быстро растёт. А вот мануальная терапия — не выход из ситуации, она точно не показана детям.
Если есть желание найти для ребёнка подходящую именно ему гимнастику — то стоит проконсультироваться у ортопеда, потому что универсальных упражнений нет, все люди отличаются не только по весу и росту, но и даже варианты развития позвоночника могут быть самые разные. Кроме этого, отличить патологию от нормы сможет только специалист, поэтому если беспокоит осанка ребёнка — обратитесь к специалисту, не занимайтесь самолечением.