1. Отдаем старые игрушки
Договоритесь, что с каждой покупки новой игрушки одна старая «отправляется» в специальную коробку (вещь малыш выберет сам). Эта коробка должна предназначаться для благотворительных целей, для неимущих семей. Такой способ может научить ребенка делиться с теми, кому в жизни достались другие возможности.
2. Устанавливаем ограничения
Установите для детей ограничения на подарки. Обсудите с ними, сколько в неделю/месяц/год они могут получить игрушек и подарков. И предупредите, что они могут либо исчерпать этот лимит во время одного посещения магазина, либо растянуть его на долгий срок.
Приучите ребенка пользоваться копилкой. К примеру, фантики от конфет могут исполнять роль денежных купюр. Пусть малыш начнет их складывать в определенное место. А когда захочет у вас что-то попросить – спросите, сколько у него «денег»? Установите, сколько стоит та или иная вещь. Детям будет прививаться понимание того, что игрушки не достаются просто так.
3. Ведем бюджет вместе
Например, перед праздниками неплохо было бы начать подключать ребенка (в любом возрасте!) к составлению бюджета. Сядьте вместе и рассчитайте, сколько вашей семье придется потратить на еду, украшения, подарки и другие необходимые вещи. Малыш учится вести расход денег. Это поможет ему понять, что он – не отдельная единица, которой «все должны», а часть семьи, в которой ресурсы распределяются в соответствии с бюджетом.
Кстати, если вы из тех, кто заранее составляет список подарков, – подключайте детей и к этому увлекательному занятию!
4. Пробуем зарабатывать
Приучайте малыша «зарабатывать» игрушки. В ход пойдет любая деятельность, доступная возрасту ребенка. Пусть помогает мыть посуду, чистить картошку, подметать. Всегда благодарите его за помощь.
5. Приобщаемся к духовному
Заведите в семье традицию, приуроченную к какому-либо памятному дню или событию, связанную только с вашими родственниками. В этот день хорошо созывать всех на чаепитие и вручать друг другу что-то приятное – но (!) нематериальное. Пусть кроха учится дарить и принимать в дар что-то, что нельзя купить за деньги. Он может выучить к этому дню стишок, песенку или сделать поделку из пластилина.
6. Делимся, играя
Если в вашем доме часто собираются дети, научите их занятиям, которые направлены на умение делиться. Например, мальчики и девочки садятся в круг и каждый по очереди «дарит» соседу слева все, что угодно, любую вещь – описывая ее и передавая по воздуху руками.
Конечно, подарок будет невидимым, но радость от него – вполне ощутимой!
7. Поддерживаем
Показывайте ребенку, что понимаете его чувства. Например, он в очередной раз жадничает и не хочет делиться. Или желает заполучить не одну машинку, а три. Прежде чем высказать запрет или упрекнуть, скажите, что понимаете его желание.
И что при других обстоятельствах он получил бы желаемое. Сочувствие родителя помогает и настраивает на «возвращение» к рациональному мышлению. Но при этом твердо стойте на своем решении.
8. Показываем пример
Станьте детям примером. Это самый действенный способ прививать хорошие привычки.
- Когда одариваете кого-то, сфокусируйте внимание ребенка на том, что вы хотите отдать, а не получить.
- К любому предстоящему празднику попробуйте сделать украшения своими руками, подключив к этому процессу ребенка.
- Чаще делайте хорошие дела в присутствии ребенка и подчеркивайте важность этих дел.
- Рассказывайте детям, что есть нуждающиеся люди, что им важно помогать и предлагать свою помощь. И что каждый из нас может оказаться в их положении.– Ребенок познает жизнь и окружающий мир. У него складывается своя картина и иерархия ценностей, в число которых попадают не только близкие люди, но и любимые вещи, игрушки. Поэтому любое вторжение в личное пространство ребенок воспринимает практически как грабеж. Я считаю, что нужно постоянно разговаривать с малышом, читать ему много книжек и сказок, в которых встречаются герои с таким отрицательным качеством, как жадность. Ругань и наказания не приведут к пониманию.