Примерное время чтения: 6 минут
1745

Починить или заменить? Что делать со сломавшейся бытовой техникой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Ветераны уходят, Победа остаётся... 08/05/2013

«Сломался телевизор, купленный два года назад, - написала нам читательница Нина Н. из Москвы. - Обошли все мастерские, но везде обещали ремонт за 4-5 тыс. руб. Хотя такой телевизор в магазине сейчас стоит 5 тыс. руб.».

Это типичная ситуация. Понятие ремонта уходит в прошлое - сегодня всё чаще он невыгоден. Такова маркетинговая политика производителей.

Мода на утюги

Подсчитано, что мелкая и средняя техника морально устаревает за 2-3 года, поэтому производители и закладывают такой срок службы в свою продукцию. Дело в том, что раз в год в среднем на рынке появляется новая модель, в которой изменён не только дизайн, но и набор функций - часто излишних и объективно бесполезных.

                                                               
Кстати
Ввозные пошлины на мелкую бытовую технику: хлебопечка, пароварка - 10%, мясорубка, соковыжималка, кофемолка, пылесос - 5%, утюги, кофемашины - 10%, на мебель - 15%. А вот на посудомоечные машины и кондиционеры пошлины обнулены в рамках Таможенного союза.

Из-за такой «чехарды» зап­частей на современные бытовые приборы очень мало: снимая с производства модель, завод уже через 5-6 месяцев прекращает и производство комплектующих. Фирмы сильно конкурируют друг с другом, стремясь создать нечто уникальное и непохожее на остальное, поэтому модели очень отличаются друг от друга: детали одной уже не подходят к другой.

«Кроме того, снабдить сервисные центры хоть какими-то запчастями производители не заботятся», - возмущается Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей. Ситуация, когда на примитивный ремонт миксера или пылесоса уходит от 3 до 6 (!) месяцев, встречается повсеместно. «Детали заказываем из Китая/Германии», - разводят руками приёмщики.

 

Чуть проще обстоит дело с крупногабаритными покупками. «До 80-85% крупной бытовой техники - стиральных машин, холодильников - производят в России, но из иностранных комплектующих. Их отремонтировать ещё реально, - рассказал «АиФ» Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). - А вот мелкую технику дешевле везти в Россию - как правило, кораблями по морю из Китая. Открывать её производство у нас экономически невыгодно - вложение в заводы может и не окупиться. Соответственно запчастей для них нет».

Более того, зачастую ввозить готовые фены, утюги и скороварки дешевле, чем их же комплектующие. «Сравните: пошлины на ввоз блендеров - 5%, а на ввоз деталей для них - до 15%! Стоит ли удивляться, что ремонт блендера оказывается «золотым» и проще купить новый, более свежей модели», - разводит руками А. Гуськов.

ТВ особого обслуживания

Предполагаемый срок службы у камер, телевизоров и компьютерных мониторов больше, чем у кофемолок: порядка 5-6 лет. «Но это не значит, что сравнительно молодой ЖК и плазменный телевизор починят быстро и недорого, - поясняет Николай Юшин, главный инженер сервисного центра. - Это сложные механизмы, ремонт которых под силу узкому кругу специалистов. Такая техника предполагает профилактику поломок и правильный уход.

К примеру, подключать современные телевизоры можно только через источники бесперебойного питания и «пилоты», потому что любой скачок напряжений выведет дорого­стоящий телевизор из строя. А стирать пыль с корпуса и экрана надо обязательно раз в 2-3 дня». 

Кстати, если раньше бытовую технику и электронику мог починить дома мужчина, что называется, «с руками», сегодня таких случаев - единицы. Производители, для которых легко ремонтируемая продукция невыгодна, делают части приборов неразборными - чтобы «подлезть» к поломке, надо сломать часть корпуса. А запчасти часто оказываются «одноразовыми» - разобрать два миксера, чтобы собрать из них один, вряд ли получится.

Советы

■  Перед покупкой бытовой или цифровой техники узнайте, есть ли официальные сервисные центры этой фирмы в городе. Желательно, чтобы их было больше одного.

■  Выбирая телевизор, холодильник, стиральную/посудомоечную машину, мобильный телефон, поинтересуйтесь в центрах ремонта, продукция каких брендов ломается чаще, а каких - реже. Мастера охотно делятся этими данными.

■  Если вам не важна имиджевая составляющая покупки, выбирайте «консервативную» технику. Как правило, немецких брендов, а также компаний, десятилетиями выпускающих идентичные модели.

■  Нет смысла переплачивать за «дополнительный гарантийный ремонт», который сегодня предлагают магазины техники. Его, как правило, очень долго ждать - проще в случае поломки за свои деньги обратиться в независимый сервисный центр.

■  Если нет времени ждать зап­части в сервисе, попробуйте купить их с рук на  рынке.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Поиск рецептов
Уровень сложности

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах