В среду, 2 декабря, в 15:00 в пресс-центре "АиФ" прошла пресс-конференция на тему:
"Выборы в Представительные органы власти Приднестровья состоялись!"
29 ноября 2015 года в Приднестровье прошли выборы в Представительные органы власти всех уровней. Миссию по наблюдения за выборами осуществляли международные наблюдатели, как с Российской Федерации, так и с ряда Европейских государств, а также стран СНГ. Выборы прошли в соответствии с Конституцией республики, действующим законодательством и нормами международного права. Подготовка и проведение выборов были организованы на должном уровне. Отмечена высокая активность избирателей, явка которых составила более 47%. Международные наблюдатели, включая представителей Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, подтвердили по всем 43 участкам законность и легитимность результатов выборов.
В пресс-конференции приняли участие:
1. Хомерики Владимир Кириллович - Генеральный Секретарь Всемирного Конгресса Народов Грузии; Президент Конгресса Национальных Объединений России; Член Комиссии по миграционной политике, Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям; Доверенное лицо Президента РФ; Доктор экономических наук, профессор.
2. Богданов Игорь Васильевич – Исполнительный директор НО «Российский фонд свободных выборов».
3. Трофимчук Григорий Павлович - Председатель экспертного совета Фонда «Мастерская евразийских идей»; 1-ый Вице-президент Центра моделирования стратегического развития.
4. Махмутов Руслан Рашидович – Председатель правления международной организации «Евразийское содружество».
Наши пресс-конференции проходят по адресу: ул. Мясницкая, дом 42 (м. «Чистые пруды»).
Аккредитация с 09:00 до 18:00 по тел.: (495) 252-02-90, (926) 211-45-17, event@aif.ru
Стенограмма мероприятия:
Модератор: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приветствуем Вас в издательском доме "Аргументы и факты" на пресс-конференции по теме "Выборы в органы представительной власти в Приднестровье состоялись". В пресс-конференции принимают участие:
- Хомерики Владимир Кириллович - Генеральный Секретарь Всемирного Конгресса Народов Грузии; Президент Конгресса Национальных Объединений России; Член Комиссии по миграционной политике, Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям; Доверенное лицо Президента РФ; Доктор экономических наук, профессор;
- Богданов Игорь Васильевич - исполнительный директор некоммерческой организации "Российский фонд свободных выборов";
- Трофимчук Григорий Павлович - Председатель экспертного совета Фонда «Мастерская евразийских идей», 1-ый Вице-президент Центра моделирования стратегического развития;
- Махмутов Руслан Рашидович - председатель правления международной организации «Евразийское содружество».
Вступительное слово я бы хотела передать Владимиру Кирилловичу.
Хомерики Владимир Кириллович: Уважаемые коллеги, здравствуйте. Вам, наверное, всем известно, что буквально 29 числа в Молдавской республике Приднестровье прошли выборы в Верховный совет. Касаясь этой темы, я хочу сказать, что присутствовало в Приднестровье очень большое количество международных наблюдателей, пожалуй, впервые за весь период выборов. Также впервые там состоялись выборы в Единый день голосования, где выбирали депутатов в Верховный совет, в местные советы, в том числе и руководителей сел и поселковых советов. Столь пристальное внимание было вызвано теми последними событиями, которые происходят в мире. По количеству присутствующих наблюдателей насчитывается порядка 17 государств, в том числе зарубежных и СНГ-овских. Мы там были двумя группами: нашей группой, которая была смешанной, представляла Российскую Федерацию. В нашем составе был гражданин Франции и гражданин , в принципе, России, но бениец Ив Джой. В другой группе, которую прислала международная организация, зарегистрированная В ООН, было порядка 6-ти представителей, в том числе Бельгии, Германии, Финляндии, Чехии, Эстонии и Финляндии. Еще одного гражданина - гражданина Латвии, известного правозащитника Гапоненко не пустили на границе Молдавии при въезде. Эти факты о том, что не пустили, мы еще затронем. Здесь есть товарищи, которых тоже не пустили. Была очень жесткая процедура, в том числе и незаконная по международным нормам. Но я хочу сказать о выборах. Выборы вызвали большой интерес в самой республике. Избиралось в Верховный совет порядка трех депутатов, было 43 округа с большим количеством участков (где-то по четыре, минимум по три участка в каждом округе было). Активность приятно поразила несмотря на плохую погоду и несмотря на все условия более 47% в целом приняли в выборах при лимите 25%. На всех участках шло активное голосование. В целом если отметить большой позитив, что Центризбирком справился с этими выборами. Были соблюдены все законы как самой республики Приднестровье, так и международные законы. Это отметили все международные наблюдатели и наши наблюдатели в том числе. Это же отметили в период голосования наблюдатели от других кандидатов. Мы были практически на всех участках, мы встречались с наблюдателями ото всех кандидатов. Я например, был более чем в 25 участках избирательных, всех спрашивал: "Коллеги, есть какие-нибудь вопросы, жалобы на ход"? И в конце мы все тоже были при подведении итогов на многих участках. Практически ни у кого из наблюдателей не возникало вопросов. Все говорили: "Нет, все идет нормально, нарушений законов никаких нет". И это несмотря на то, что перед этим велась жесткая борьба, это несмотря на то, что, конечно, применяли некий административный ресурс. Мы знаем, что кандидатами в депутаты шли и многие чиновники из местного правительства. Мы пытались принизить административный ресурс, поставить голосование чиновников-госбюджентников на какой-то учет. Отмечается очень серьезная несостыковка законов по участии в голосовании армейских частей, срочников в частности. Есть закон Избиркома, и есть закон об избирательных правах, и есть Указ президента, который ограничил этот закон неким образом. В Канун голосования были изъяты списки, и даже глава ЦИК не имел допуска к этим спискам. Но это не повлияло на ход выборов, ибо и что наблюдатели действовали, и Центризбирком применил определенную власть и списки военнослужащих формировались уже непосредственно на участках, то есть определенный контроль за этим делом был. Само голосование прошло без эксцессов практически. Даже у нас мы все, кто здесь присутствует - члены научно-методического совета нашего ЦИК, знаем что это такое и знаем, как десятки жалоб поступает и надуманных, и не надуманных сюда во время избирательной кампании. Там на редкость кампания прошла спокойно, жалоб особых не было. Была одна попытка обратиться в суд, которая была отклонена. Практически никаких серьезных замечаний, жалоб помимо каких-то интриг, что вдруг на участке оказалось два с половиной наблюдателя или три вместо двух от одной партии, серьезных замечаний не было. Выборы признали успешными практически все, в том числе и международные наблюдатели, в том числе и наши представители. У нас были делегации от Совета Федерации и от Государственной думы Российской Федерации, были члены Общественной палаты и других законодательных органов России. Все оценили выборы как состоявшимися, законными, которые прошли без эксцессов и даже могут быть примером для некоторых других регионов и республик, которые собираются проводить такие общие выборы в Единый день голосования. По ходу, помимо тех небольших замечаний, которые я здесь отметил, в том числе и наши коллеги, кто принимал участие в голосовании. Понятно, что республика в стесненных условиях, некоторые помещения избирательных комиссий были небольшими по размеру, там какое-то столпотворение происходило и так далее. Но все отслеживалось четко членами участковых избирательных комиссий, и это тоже никоим образом не повлияло на итоги голосования. Были проблемы для голосования инвалидов, где-то пандусы, где-то вторые этажи, но и этим людям было всем предоставлено право. Кто не смог подняться, кто не смог выехать по болезни, очень четко работали, выезжали по вызову на основании справок и соответствующих правовых нормативов. Выезжали члены избиркома с урнами, вместе с ними ехали и наблюдатели, которые это дело все отслеживали. Что еще я хочу отметить, это уже, наверное, будут дополнять мои коллеги. Здесь у нас присутствуют наши товарищи. Вот Руслан Рашидович Махмутов, который непосредственно принимал участие в выборах. Здесь у нас присутствуют товарищи, которые наверное, представятся, я не буду представлять. У нас здесь есть в пресс-релизе должности все. Здесь у нас Богданов Игорь Васильевич, здесь у нас Трофимчук Григорий Павлович. Это наши коллеги, которые были первыми ласточками, которые ехали на конференцию и в дальнейшем должны были остаться наблюдателями на выборах, которые должны были остаться наблюдателями на выборах и не смогли пересечь границу Молдавии. Я хочу предоставить слово сейчас нашему коллеге, которому не удалось это сделать, но который очень тщательно (они специалисты в этой сфере большие) наблюдали отсюда за ходом выборов. Давайте послушаем нашего коллегу Трофимчука Григория Павловича.
Модератор: Владимир Кириллович, если вы позволите. Вы уже сказали, что на выборах присутствовали представители Государственной думы и Совета Федерации. Я предлагаю сначала посмотреть видео с их комментариями.
Хомерики Владимир Кириллович: Давайте.
Видео 1: Что хотелось бы отметить? Прежде всего смотрели, нет ли нарушений. все ящики были опечатаны, все прозрачны, все кабинки для голосования были подготовлены абсолютно правильно. И люди очень спокойные, и не напряженные, и не нервные. Видно было, что люди голосуют по совести, по зову сердца и всего остального. Мне кажется, пока было очень все правильно. Я получил большое удовольствие от того, как было все организовано.
Видео 2: На наш взгляд, выборы в местные органы власти и выборы в Верховный совет Приднестровской Молдавской республики проходят конкурентно, прозрачно, демократично и законно. Более того, предшествующая подготовка к дню голосования свидетельствовала, что практически все кандидаты, которые имели возможность законно участвовать в выборах, получили эту возможность. Позиция судов и позиция избиркома тому яркое свидетельство: свидетельство независимости властей, свидетельство достаточно зрелого избирательного законодательства. Участие наблюдателей международных из России и других стран, многочисленные наблюдатели, которые представляют кандидатов в депутаты, представители общественности и средств массовой информации, на наш взгляд, обеспечивают честность и прозрачность процесса.
Видео 3: Хочу поблагодарить. Здесь присутствует председатель Центризбиркома республики. Те участковые комиссии, которые мы посетили, очень грамотно подготовлены к проведению выборов, все условия для населения созданы для того, чтобы они могли спокойно прийти и проголосовать. Для всех наблюдателей все необходимые условия выдерживаются, они имеют право (даже у них больше прав здесь у вас в республике, чем у нас на выборах в Российской Федерации). Нам есть чему у вас учиться.
Видео 4: Наша задача - это действительно подтвердить легитимность права и свободы выборы граждан Приднестровья. Для этого мы находимся здесь с миссией международных наблюдателей. Мне очень понравилось, что в бюллетенях присутствует графа "против всех". Это действительно абсолютно полное право человека выразить свою точку зрения.
Видео 5: Я многократно был международным наблюдателем в различных точках мира. И хочу сказать, что Приднестровской Молдавской республике проходит все очень организованно, проходит без происшествий. Что особенно хотелось бы подчеркнуть? Далеко не в каждой стране происходит видеофиксация выборного процесса. На каждом участке, где мы были, стоят видеокамеры, которые снимают происходящее в режиме онлайн. Это можно посмотреть и на сайтах ЦИКа напрямую. Еще раз подчеркиваю, это далеко не в каждой стране происходит. На сегодняшний день это новые технологии. Больше того, нет никакого запрета съемки установки теми же наблюдателями, которые тоже это делают и смотрят за ходом голосования. С нас везде спрашивают документы, несмотря на то, что мы являемся узнаваемыми лицами и у нас есть вот такие бейджи, которые говорят о том, что мы международные наблюдатели. С нас спрашивают везде документы, фиксируют и видеоаппаратурой нашей разрешают пользоваться, но тем не менее ее фиксируют, что она была и производила съемку на избирательном участке. Я считаю, что выборы проходят легитимно, прозрачно, конкурентно, и это главное достижение руководства Центризбиркома и общества Приднестровской Молдавской республики.
Модератор: Григорий Павлович, вам слово.
Трофимчук Григорий Павлович: Большое спасибо. Зафиксируем мы еще раз, что выборы состоялись, и это главное, так на мой взгляд и вообще по всем законам, это главный демократический признак, признак жизнеспособности, причем при регулярном устойчивом применении всей этой демократической избирательной системы. Что мы и видим в Приднестровской Молдавской республике, тем более на этот раз это некий новый уровень выборного процесса в ПМР. Впервые все вместе: местные выборы, выборы в парламент состоялись в "одном пакете". Да, действительно, не все наблюдатели смогли достичь цели и попасть на это важное мероприятие. Не было представителей Центральной избирательной комиссии. Я в частности являюсь международным наблюдателем, у меня есть все официальные полномочия, документы для этого, компетенция и так далее. Но не удалось попасть определенной группе туда, то есть представителей ЦИКа там, к сожалению, не было, что не меняет сами итоги по себе. Я просто фиксирую факт. На мой взгляд (я, наверное, впервые эту формулу озвучу), существует такая негласная формула: если на выборы не был по независящим от него обстоятельствам и причинам (не только в ПМР выборы, по всему миру) допущен хотя бы один наблюдатель, то уже ни одна сторона процесса, ни один наблюдатель, ни одна страна, ни одна организация, которая осуществляет подобную деятельность, не может предъявить претензий по итогам процесса. Тем более здесь еще добавляется тот факт, что все, кто принял участие, наблюдатели, зафиксировали, что нарушений, влияющих на ход голосования, не было. То есть еще раз констатирую, что выборы по этим всем причинам автоматически легитимны. Если на какие-то будущие выборы (я просто прошу запомнить эту формулу, она неофициальная, но тем не менее ее опровергнуть будет очень сложно) куда-то не будет допущен хотя бы один наблюдатель, если он будет трезвый, непьяный, не будет нарушать законы, то выборы автоматически будут признаваться легитимными, что настораживает. В целом ситуация, которая складывается вокруг Приднестровья, на мой взгляд эксперта, говорит о том, что вокруг республики набрасываются постепенно, накидываются все новые и новые кольца тугой обмотки. То есть мы развитие этого процесса, эти тенденции в развитии будем наблюдать и дальше. Пока туда могут приезжать депутаты Государственной думы и не только представители Российской Федерации, но и других стран. Потом здесь, мне кажется, будет вводиться все более жесткая селекция, причем не только по отношению к процессам в ПМР, а в целом по отношению к процессам в Молдове. Надо отметить тот факт, что в Тирасполь все люди въезжали официально через столицу Молдовы, через Кишинев. Здесь процесс причине, хотя бы одной, нельзя и близко ставить рядом. У нас сейчас часто Приднестровье сравнивают с Карабахом. Близко нельзя сравнивать, в Приднестровье абсолютно своя своеобразная ситуация. Никто туда не стремился через какие-то незаконные пути проникнуть, только официально через столицу республики Молдова. Тут будут выступать другие коллеги, которые со мной там были. Я к исполнителям, к тем, кто осуществлял непосредственно в аэропорте, где-то других пунктах недопущение тех или иных граждан Российской Федерации, не имею претензий. Эти исполнители исполняли свою работу четко, организованно. Думаю, что у них даже где-то внутри большая теплота родилась дополнительная по отношению к гражданам Российской Федерации. Я думаю, что это тоже было одной из наших задач. Молодцы, одним словом. Заканчивая, хотел бы сказать, что возможно эту территорию: Молдову, Приднестровье в том числе, готовят к неким потрясениям. Мы видим, что сегодня происходит в мире, и мы сегодня обязаны на фоне выборов, которые хорошо закончились, там не было каких-то проблем, тем не менее вся эта территория готовится к потрясениям. Мы должны это иметь в виду. В целом хочу еще раз подчеркнуть, что итог позитивный, и мы независимо от того, что кто-то туда попал или не попал, в частности те, кто не попал, смогли осуществлять наблюдение в дистанционном режиме. Мы владеем всеми абсолютно технологиями, у нас есть допуск ко всем документам, которые связаны с избирательным процессом в ПМР, и в этом плане у нас также никаких претензий к итогам выборов нет. Спасибо.
Хомерики Владимир Кириллович: Коллеги, я несколько прокомментирую выступление нашего коллеги. Да, не допускали, не допускали власти Молдавии. Это не касалось властей Приднестровья, потому что все, что происходило, происходило в Кишиневе по прилете. Здесь Григорий Павлович мягко высказался. А я бы сказал, что не совсем так просто все было, людей депортировали, людей лишали права въезда в страну. Это касается только двух наших коллег, которые здесь присутствуют. Уже после выборов гражданина Франции, как ни странно Молдова, которая стремится в Евросоюз, уже после выборов почему-то решила депортировать и ограничить его въезд в Молдавию на 5 лет. Это гражданина Франции. Потому что он, видите ли, участвовал международным наблюдателем в выборах. У моих коллег забрали наглым образом документы, в том числе и выборные документы. У Ива Джоя и бизнес-документы, которые были с ним, без объяснения всяких причин. Я считаю, что это является определенным демаршем в сторону Российской Федерации, и наши органы или власти или МИД должны на это отреагировать. У нас граждан Молдавии принимают с распростертыми объятиями, их здесь порядка 800 тысяч человек работает. И такого отношения к гражданам России, в том числе и депортировали, вернули прямо в аэропорту группу из Московской области, где было два депутата Московской области. Мы не должны так просто позволять ограничивать наших людей в правах и так беспардонно с ними обращаться, заявляя на: "Дайте, это же наша бумага, там же ничего нет", они говорят: "Это наша территория, что хотим, то и делаем". Это страна, которая стремится в Европу. Давали, наверное, команды откуда это и как шло, но при этом в сам избирательный процесс я не фиксировал и не заметил вмешательства республики Молдова. Влиять, влезть в избирательный процесс там они не пытались. Это уже отрадный факт, несмотря на то, что они ограничивали въезд наблюдателей, в том числе и наших, непонятно почему и по чьей просьбе это все происходило. Мы давайте продолжим и предоставим слово Махмутову Руслану Рашидовичу, человеку, который был и активно наблюдал за всем происходящим в Приднестровье.
Махмутов Руслан Рашидович: Здравствуйте еще раз. Хотел отметить такой момент после выступающих авторитетных профессионалов в избирательных правоотношениях и технологиях. Самый важный момент, наверное, во всей этой избирательной компании, которая состоялась, это факт присутствия наблюдателей международных из 17 стран. Это только те, кто смогли быть, прибыть. Этот момент, мне кажется, подтверждение некое, фактическое признание мировым экспертным сообществом Приднестровской Молдавской республики как государства, как полноценной социальной и правовой конструкции. Если бы практическое признание отсутствовало, наверное, интерес бы и рвение многих экспертов из разных стран отсутствовало бы. Также хотелось бы отметить, что высокий интерес, который был к этим выборам, был неспроста, потому что за 5 лет произошла (по масштабам Приднестровской Молдавской республики) самая большая передача, делегирование власти от народа именно депутатам, потому что власть в республике принадлежит только народу и депутаты, кандидаты, кто вошел сейчас в Верховный совет, в муниципальные советы депутатов, получили максимальную полноту компетенций. Этот высокий интерес начался, как отмечал Владимир Кириллович, у нас с приезда. Даже на границе таможенники получасовыми расспросами интересовались предстоящими выборами. И также часовыми расспросами нас провожали: как состоялись выборы. Вот это вот интерес как раз и показывает включенность не только приднестровского народа, но и мирового сообщества. По ходу выборов хотелось отметить. Что вызвало сначала легкий шок - это гиперактивность, которая была с ранних часов хода голосования. С 9-10 часов народ шел такими толпами, что в участках были очереди по 80 человек. Мы сначала напугались, что это какие-то технологии используются, но потом поняли, что на самом деле это в первую очередь некий message власти Приднестровья от народа. Народ показал своей гражданской активностью, ответственностью по присутствии на голосовании, что выразилось в проценте явки максимальном за всю историю Приднестровья, показал некий свой социальный запрос на светлое будущее, социальный запрос на главенство демократии и развитие республики. Мы опрашивали многих, общались со многими избирателями. Все отражали, что выборы это некий долгожданный момент, некий праздник, и это настроение праздника витало во многих районах Приднестровья, почти во всех, где я побывал (более тридцати). Везде народ отражал, что это тот долгожданный момент, когда они хотят передать достойному кандидату свою власть, чтобы он оправдал их надежды. По итогам хода голосования мы отметили ряд небольших нарушений, которые были в процессе, но они носили больше точечный характер касаемо конкретных кандидатов. Хотел бы отметить слаженность работы Центрального избирательного комитета, окружных комиссий, слаженность работы избирательных участков и наблюдателей, которые максимально придали прозрачность этим выборам, которые максимально пытались проявить беспристрастность. Руководитель Елена Городецкая свои заявления о прозрачности выборов оправдала в своих действиях, и я считаю, что выборы прошли максимально беспристрастно, максимально без административного давления на участников. Но конкурентная борьба, которая была на очень высоком уровне, придала этим выборам некий заряд, заряд того, что республика небезразлична никому, и судьба своего народа небезразлична власти. Признали эти выборы и в сетях, потому что мы изучали социальные сети после объявления итогов, где в массах есть признание этих выборов, некий выдох от ожидаемого результата, то есть народ получил то, что хотел. Само признание этих выборов главой республики Шевчуком - это тоже показатель как гаранта конституции максимальной демократии, которая была реализована в этот день. Мы свои замечания, которые у нас были как у экспертов, по избирательному праву, по ходу голосования, в которые мы могли бы предложить внести изменения, сформулируем и на днях направим руководителю Центральной избирательной комиссии. Спасибо.
Хомерики Владимир Кириллович: Коллеги, это был наш коллега, который наблюдал за выборами, Махмутов Руслан Рашидович, председатель правления международной организации «Евразийское содружество». Теперь хотелось бы послушать большого специалиста этого дела (как говорят в "Модном приговоре", который знает об избирательных делах все и даже больше) Богданов Игорь Васильевич, исполнительный директор НКО "Российский фонд свободных выборов", который даже здесь у нас организует при ЦИКе "горячую линию" и всячески наблюдает за тем, чтобы не было нарушений закона.
Богданов Игорь Васильевич: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Спасибо, уважаемый Владимир Кириллович, за предоставленную возможность высказать свое мнение относительно выборов, прошедших в Приднестровской Молдавской республике. В большей степени здесь сегодня представляю не "Российский фонд свободных выборов", хотя являюсь исполнительным директором этой организации некоммерческой, а в большей степени я представляю организацию, которая сплотила под своей эгидой более 40 организаций, действующих в сфере выбора. Это координационный совет неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан. В рамках нашего координационного совета, председателем которого я являюсь, и уважаемый Григорий Павлович является членом координационного совета, мы вдвоем с ним выполняли миссию, представляя координационный совет по поручению наших коллег-общественников, выезжали для участия в научном форуме, а потом в дальнейшем, наверное, в качестве народных наблюдателей от общественных организаций на прошедших в Приднестровской Молдавской республике выборах. Но случилось так, что не получилось у нас воочию наблюдать, но мы дистанционно наблюдали. Итак, координационный совет неправительственных организаций (я вкратце сориентирую вас). Есть два направления работы, о чем говорил Владимир Кириллович. Первое, это наблюдение представителей общественных организаций и гражданского общества внутри страны Российской Федерации. Вы знаете, что здесь мы активно работаем, не буду на этом останавливаться. И второе направление - это участие именно представителей общественных организаций или гражданского общества Российской Федерации в работе миссий международных наблюдателей в различных странах за пределами Российской Федерации. Как правило, это страны СНГ или так называемое, ближнее зарубежье. В рамках нашего координационного совета мы накопили, а я вам доложу, что мы начали заниматься по инициативе российского фонда координационного совета с 2009 года. Это первые выборы в Абхазии, когда представители общественных организаций Российской Федерации наряду с другими официальными структурами были включены в состав миссии международных наблюдателей. С 2009 года мы каждый раз, когда предоставляется возможность, принимаем активное участие в этом международном наблюдении, представляя общественные организации Российской Федерации. В этот раз мы имели официальное приглашение от Верховного совета Приднестровской Молдавской республики принять как представителям общественных организаций Российской Федерации в работе миссий международных наблюдателей на выборах в Приднестровье. Присутствие наблюдателя от общественных организаций, на любых выборах, которые проходят у нас как внутри страны, так и в различных других странах, существенно расширяет оценку проходящих выборов или оценку выборов. Я неоднократно обсуждаю с коллегами тему, что существует два параллельно идущих подхода оценки выборов. Первый, это юридический подход, когда официальные структуры, представители Государственной думы, представители избирательных комиссий, представители различных государственных структур, органов также приглашены и наблюдают за выборами, которые проходят в стране. Как правило, в рамках этого юридического подхода оценивается нормативно-правовая база и соответствие ей процесса организации выборов. Здесь мы с вами видели, и коллеги с Государственной думы, и коллеги, которые сегодня выступали, высоко оценивают законодательную базу организации выборов в Приднестровской Молдавской республике. Насколько я знаю, и дистанционно наблюдали мы, и нарушений и отклонений в организации избирательного процесса не было, и существенных нарушений не было зафиксировано. Есть (и мы об этом говорим) есть на выборах различные моменты, которые являются сущностью, сутью выборов, которые проходят, ведь выборы - это конкурентная борьба, столкновение интересов, и когда есть какие-то нюансы, это говорит о том, что была реальная конкурентная борьба на выборах. Готовясь к этой конференции, мы с коллегами обсуждали, что существует проблема с голосованием военнослужащих, проходящих срочную службу в Приднестровской Молдавской республике, некоторая проблема законодательного урегулирования этого процесса, но он был, прошел. Но как прошел? Есть различные другие проблемы, но это только показывает то, что избирательная система Приднестровской Молдавской республики живет, существует, развивается и совершенствуется. Я услышал мнение коллег из Государственной думы относительно видеонаблюдения на избирательных участках, а я, представляя интересы координационного совета, не первый раз собирался ехать на выборы в Приднестровскую Молдавскую республику. По-моему, я как раз был на тех выборах, когда выбирали президента ныне действующего Приднестровской Молдавской республики. Я прекрасно знаю, что тогда на тех выборах в Приднестровской Молдавской республике на избирательных участках абсолютно на всех стояли уже камеры видеонаблюдения, однако на тот момент они не были подключены к общей системе, и стационарно записывалось все происходящее, но не передавалось онлайн. Сейчас есть следующий шаг, когда можно в информационном центре избирательной комиссии республики наблюдать каждый избирательный участок. Хотелось бы увидеть такие моменты и хотелось об этом рассказывать всем на пресс-конференциях, на научных семинарах, рассказывать всем, что происходит в избирательной системе Приднестровской Молдавской республики. Наряду с юридическим подходом есть социальный подход, который мы, представители общественных организаций, участвуя в работе различных миссий, постулируем. Каждый из нас, кто является представителем некоммерческих организаций, как правило, профессионалы в определенной области деятельности, мы, как правило, представители научного сообщества, представители научно-педагогического сообщества. Мы не просто наблюдаем, преследуя свои какие-то узкие цели, как правило, мы общаемся, мы взаимодействуем с представителями, с экспертами нашего сообщества, которые так же, как и мы участвуют в различных миссиях по наблюдению за выборами, меняемся мнениями, выдаем свои какие-то рекомендации, которые я сравниваю с картинкой или фотографией с фотоаппаратом. Мы, общественники, приезжаем, видим, что видим, то и докладываем. А там уже организаторы выборов, представители власти, кто-то еще, если вы нас пригласили, проявили добрую волю, то вы нас должны выслушать. Мы готовы вам сказать объективно, не ангажировано, то, что мы наблюдали. Вот наша миссия святая общественников. При всем нашем благом намерении попасть на выборы в Приднестровскую Молдавскую республику, к сожалению, как уже докладывал вам Григорий Павлович, мой коллега и Владимир Кириллович, не всем удалось попасть на эти выборы, посмотреть, что там происходит. Впервые в жизни со мной произошла такая ситуация. Пройдя уже границу в Кишиневе, при прилете получив печать в паспорте при открытой Шенгенской визе (а я очень часто выезжаю за границу, я недавно был и в Будапеште, недавно был и в Вене, у меня открытый Шенген). Я не думал, что я как представитель научного сообщества, имея приглашение на официальный научный форум, которой посвящен "Общественная дипломатия - фактор мира, гражданского согласия и прогресса", я являюсь экспертом в этой сфере, я являюсь представителем правления одной уважаемой организации, которая занимается именно этим - общественной дипломатией. Я являюсь кандидатом психологическим наук, доцентом. Это сфера моих интересов. Я ехал общаться со своими коллегами-учеными там, в Приднестровье при наличии на руках билетов с конкретной датой обратного выезда (мы заезжали в среду, а выезжать должны были в пятницу), я и Бондарев Никита Сергеевич, представитель РИСИПа (Российского института стратегических исследований. Мы на границе показываем: "Мы не едем на выборы, вот открыты, вот посадочные, распечатанные с датой обратного вылета в пятницу". Коллеги, кто меня знает, знают, у меня особые обстоятельства сложились, я просил съездить только на этот форум, потому что у меня там, не буду об этом говорить. Даже это не сыграло никакой роли в желании представителей властей и представителей таможни Молдавии пропустить нас, сугубо людей экспертного сообщества, общественников, ученых на это значимое для нас событие, возможность общаться с представителями других стран, обсуждая проблемы, связанные с общественной дипломатией и с выборами. Это очень странно. Показывая официальное приглашение, имея в виду и приглашение Верховного совета Приднестровской Молдавской республики принять участие в наблюдении за выборами, я не увидел желания и стремления услышать меня со стороны представителей молдавских властей. Без объяснения причин, при наличии всех факторов, которые дают мне основании как гражданину Российской Федерации. Без объяснения, мило улыбаясь, практически окружили четыре представителя властей, и повели в зону депортации. Я впервые испытал на себе вот это. И потом при посадке в самолет выдают документы не нам, выдают стюардессе и говорят: "Вот их отвезти и никуда не выпускать из самолета". В самолете, обращаясь к молдаванам, которые едут вместе со мною, показываю. Оказывается, недостаточно оснований пребывания в Кишиневе. Однако это никоим образом не отстранило нас, представителей общественных организаций, от наблюдения за выборами. Мы наблюдали дистанционно. Сейчас очень активно в рамках координационного совета одна из организаций "Российский институт избирательного права" занимается технологиями дистанционного наблюдения. Я хочу сказать, что мы констатируем, что признание систематически открытыми, проводимыми выборами статуса единственного механизма смены власти является единственным признаком зрелого демократического общества. Именно это продемонстрировал народ, продемонстрировала власть, продемонстрировали организаторы выборов Приднестровской Молдавской республики. Смотрите, явка 47%, это оценка народ выборов, доверие этим выборам. Смотрите конкурентная борьба альтернативность выбора, присутствие драматизма избирательного процесса не это ли признак того, что выборы были настоящие, честные, открытые. Добрая воля со стороны власти организаторов добрая воля проявлена к международным наблюдателям к общественности, которые пригласили всех, это с одной стороны. И с другой стороны я сказал о том факте, который проявила Молдавия по отношению к самому незащищенному аспекту международных наблюдателей - это представители некоммерческого сектора общественных организаций.
Хомерики Владимир Кириллович: Коллеги, вы услышали мнение всех., что было, что творилось, как прошли выборы. В заключении я вам хочу показать две резолюции, которые были приняты группой независимых международных наьблюдателей, имеющих международный статус и аккредитованных в совете безопасности ООН Сергей Поджарский, это Израиль, Микаил Мернанд, Финляндия, Станислав Берг, Чехословакия, Александр Лурье, Германия, Хен Тейкман, Бельгия, Фабрис Биар, Франция и другие, которые признали, всю правоту, правомочность проведенных выборов, в том числе и явку, соблюдение норм права и регламента по их проведению, которые позволили им сделать утверждение о легитимности представленных органов власти, избранных в Приднестровской Молдавской республике всенародным волеизъявлением 29 ноября 2015 года. И аналогичная резолюции группы наблюдателей от России, с которыми подписывают наши наблюдатели: Николай Сердцев, я, Сергей Молчанов, Руслан Махмутов, Азалия Базаркулова и другие. Вот эти два документа были приняты и они тоже подтверждают правомочность, легитимность и четкое проведение данных выборов. А теперь, наверное...
Модератор: Перейдем к блоку вопросов. Вопросы.
Вопрос из зала:
Александр Колесниченко: Вы некоторые факты упоминали, что было голосование на дому. Какой процент составило?
Хомерики Владимир Кириллович: Вы интересный вопрос задали. Как раз многие выборы грешат тем, что досрочное голосование имеет большой процент, в некоторых республиках он чуть ли не до 10% практически на многих один, два-один в тике, два на участке или наоборот, один, два, три, четыре. Больше трех-четырех человек мне не встречалось, чтобы было досрочное голосование. Кстати очень отрадно, думаю, этот административный ресурс будет как-то использоваться, не было этого. Что касается вызовов, заявок на дому, не надо забывать, что в Молдавии престарелое население, много больных, молодежь в основном на заработках. Несколько были недоустроены по международным нормам: пандусы, прочие вещи. Но даже это голосование составило 0,2%. Практически его не было больше 20 на участках, 30 за редким исключением не было. Это все было по заявкам, как положено, с констатацией, со справками, с заключениями и так далее. Кстати, здесь очень активно, на каждый выезд выезжали наблюдатели от различных кандидатов. Это отмечал на заседании, когда ЦИК проводил определенные итоги, мы это отмечали там.
Вопрос из зала:
Корреспондент, независимый эксперт: Скажите, пожалуйста, мы знаем все, что в сетях накануне выборов у нас рассылалась информация, что готовятся некие провокации в день выборов, и будут иметь место некие нарушения, некие конфликты в день выборов. Что-то произошло с университетом? Потому что европейские фонды как раз разворачивают такую тему в сетях, и информация была, достаточно активно насаждалась в последние два дня. Какие были примеры того, что произошло в день выборов? Были такие случаи?
Хомерики Владимир Кириллович: Случаи были, действительно были разные. Мы уже отмечали случаи некого применения админресурса, в том числе вы затронули университет. Была попытка досрочного голосования со стороны студентов. Получалось так, что вдруг сразу 30 или 50 студентов (это не на одном участке, конечно) вдруг разом досрочно хотели голосовать. Это все четко проверялось, там даже выявилось, что один студент покупал или по одному и тому же билету пытались проголосовать. Но это все было Центризбиркомом пресечено. Что касается оснований для волнений. Да, они были, пытались дестабилизировать обстановку определенные силы. В том числе было заявление в СМИ Молдавии, в котором призывали из Кишинева, из других регионов не ездить в Приднестровье в этот момент. Но мы знаем, что приднестровцы живут и в Кишиневе, и в других работают городах. Был один такой сброс, когда говорили, что если те или иные кандидаты не пройдут, тогда в Молдавии может быть чуть ли не переворот, захват и так далее. Это как раз то, о чем говорил здесь Григорий. Наверное, пытались подготовить и дестабилизировать ситуацию. Если были бы нарушения, нюансы и жалобы, оно могло бы вылиться в те розовые и прочие революции, о которых мы знаем. К огромному удовлетворению приднестровский народ проявил мудрость, он проголосовал четко, внятно, дружно, и это не позволило использовать этот ресурс или как-то дестабилизировать ситуацию в республике. Если вы имеете в виду последнее событие, постфактум...
Вопрос из зала: Нет, я имею в виду, что университет был заминирован или что-то там?
Хомерики Владимир Кириллович: Да, был такой факт, такое заявление, что заминирован участок в университете и так далее. Но такие попытки, понятно, что бывают. Еще раз повторю, они были четко там, все разобрались, нигде не было приостановки практически голосования.
Модератор: Коллеги, еще вопросы?
Трофимчук Григорий Павлович: Хотелось бы информационному аспекту еще добавить. Наверное, я с каждым разом все больше и больше прихожу к такому мнению, даже уверенности, надо некий мастер-классы проводить по поводу информационной работы, а не только по законодательству, как должны выборы осуществляться и так далее. Здесь как раз нам пригодятся психологи-профессионалы и другие специалисты-практики, потому что действительно накануне выборов, особенно выборов в ПМР, мы сейчас о них говорим, вбрасывается определенного рода информация. Она распространяется, и мы должны ее четко оценивать. Цель - инициирование такой информации определенными группами - это столкнуть под откос ситуацию, общественную, прежде всего, а потом за счет каких-то социальных потрясений политическую. Надо четко оценивать, давать оценку тем явлениям, которые происходят. Я очень кратко скажу. Сейчас очень многие используют словосочетание "цветная революция". У нас цветных революций было три с половиной на постсоветском пространстве. Они закончились в 2005 году. Это мое мнение, можно спорить, но я могу четко обосновать на каком-то круглом столе. Последняя половина - это в Узбекистане, та революция "зеленая", которая не случилась. Сейчас мы не видим цветных революций, этот сценарий давно закончен как отработанный материал. Мы видели потом серию "арабских весен", то есть все рамок выборного процесса (это очень важно для нас, мы должны были изначально это знать), независимо от пересчета голосов, кто там проходит и так далее, происходит лобовая пробивка, попытка действующей власти, в том числе и с помощью оружия, без помощи каких-то политиков и политических партий, что мы видели в режиме Евромайдана на Украине. Когда нам сегодня говорят, что в Ереване была цветная революция, мы там события летом которые происходили, нам говорят, что в Молдове сейчас цветная революция, в Черногорье цветная революция, которая якобы инициировала Российская Федерация, то мы должны четко понимать эти вещи, о которых я говорю. Уж не говоря о том, что это Россия организовала, это не цветные революции, это именно попытка дестабилизировать. Если мы неправильно будем реагировать на эту ситуацию, в частности, мы видим, что здесь правильно отреагировали, не стали в это всасываться, вдаваться, тогда мы сами могли бы раскачать этот процесс, что очень важно. Это касается и реакции отдельных граждан Российской Федерации, которые прибывают в ПМР, а их не пускают на границе Молдавии в страну. Как они должны реагировать? Почему я так мягко сформулировал, Владимир Кирилловича потом дополнил? Это вправе каждый сам реагировать. Я считаю, ведь у нас даже есть такие специалисты, которые самопиар делают себе прямо там. У нас у всех есть масса контактов ведущих телеканалов, радио, все здесь есть. То есть мы сразу же могли оттуда пресс-конференцию организовать и все расписать. Но мы этого делать не стали как ответственные россияне, граждане своей страны, потому что мы понимаем, что не мы приехали туда в данном случае, а мы представляем Российскую Федерацию и по нас судят о России в целом. Мы должны отдавать себе в этом отчет. Никакой нам самопиар здесь был не нужен, да, есть проблемы, хорошо. Жмем руки. Мы понимаем, что за этими людьми, которые нам организовали выдачу документов и организовали наше неприбытие в Молдавию, за их спинами стоят другие люди, причем не из Кишинева даже, а из ведущих мировых центров политической силы. И мы не только общественники в этом плане, у нас богатый политический опыт. Поэтому мы сами обязаны взвесить ситуацию на месте, сделать оценку этой ситуации, и соответственно на нее отреагировать. Что мы и сделали, поэтому отвечая на ваш вопрос, я бы хотел еще раз, суммируя, напомнить, информационная ситуация иногда зачастую намного важнее, чем юридическая законодательная часть. Мужчина: Я вкратце дополню прекрасный комментарий. В части информационных вбросов про Приднестровский майдан, я бы сказал, что исключено, потому что народ получил то, что хотел. Григорий Павлович в начале первого выступления сказал: "Выборы состоялись". Это самое важное. Богданов Игорь Васильевич: Я бы хотел дополнить вопрос, на который отвечал Владимир Кириллович по поводу, каков процент на дому проголосовавших иди досрочно, или что-то еще. Вопрос созвучен ответу Григория Павловича. Сейчас мы в нашем научном сообществе экспертов обсуждаем тему концепции мобильного электората. Сейчас в силу экономических условий, которые складываются и у нас в России, и странах СНГ, да и вообще во всем мире, когда человек (а электорат - это граждане, которые голосуют) в поисках лучшей доли имеют право передвигаться в рамках страны, в рамках Европы, в рамках всего мира, в целях поиска лучшей доли и чтобы заработать. Избирательная система должна соответствовать запросу современного человека и должна обеспечить эту концепцию подвижного электората. Представители органов власти в том числе должны обеспечить эту концепцию подвижного электората, если он проявляет добрую волю прибыть в свою страну на голосование, в частности что проявили жители Приднестровской и Молдавской республики, которые поехали к себе на родину из Молдавии, чтобы проголосовать, и встретили это препятствие, этот барьер. В том числе то препятствие, с которым столкнулись мы при пересечении границы, это есть противодействие концепции развития современного человека, современного общества, концепции подвижного электората, подвижного экспертного сообщества. Не только в Интернете, но и в том числе подвижного в прямом понимании этого смысла. Поэтому когда некоторые эксперты говорят: "А много ли проголосовало досрочно", как в Белоруссии, там до 30%. И все говорят: "Это плохо". Да мы все даем себе оценку в том, что в голосовании и голосовании на дому есть некоторая возможность для манипулирования политтехнологов. Но здесь нужно доверять организаторам выборов, которые четко контролируют все эти моменты. И нужно приветствовать расширение возможностей для простого человека проголосовать досрочно, по открепительному, на дому. Приветствую начало проработки вопроса через Интернет, как-то еще. Нужно изучать опыт и нужно приветствовать эти начинания и соответствовать этой концепции подвижного гражданина, электората.
Хомерики Владимир Кириллович: Естественно, коллеги, процент голосования был бы больше, голосующих было бы больше. Мы должны объективно признавать, что несмотря на большое количество в России граждан Приднестровья, которые здесь трудятся, в России не было организовано ни одного избирательного участка. Еще непонятна та позиция официальная, здесь говорилось об этом. Мы как раз накануне были в научно-методическом совете во ВЦИКе, и я даже спрашивал, будет ли формировать официальная делегация, но, к огромному сожалению, российский ВЦИК туда официальной делегации не направил, несмотря на наше мнение, что российский ВЦИК должен был официально наблюдать за этими выборами тоже. Логику это их, почему нет? Во всяком случае, это не отразилось и не помешало хорошему проведению выборов. Еще вопросы, если есть? Наверное, вам интересно: Приднестровье интересный на сегодня регион, вокруг которого различные страсти, и внешние накаляются, и вокруг этого. Вопрос из зала: Еще вопрос. Это сегодня полученная информация, что якобы там те, кто не согласен с итогами выборов, есть часть людей, пытаются вынести это на импровизированный митинг и таким образом выразить недоверие или протестное отношение к этим итогам. У меня вопрос. Возможно ли протестное движение в отношении итогов выборов как таковое? И возможно ли это? И кто за этим стоит? Хомерики Владимир Кириллович: Я вам совершенно ответственно заявляю, что никаких оснований для таких недовольств массовых нет. Мы наблюдали все, и ре, кто наблюдал здесь, независимые международные наблюдатели, то там были бы люди заинтересованные в продвижении кандидатов от той или иной партии. Мы видели двух депутатов КПРФ, видели депутатов "Долины". При этом все они признали легитимность, правильность законодательного обеспечения проведения этих выборов. На участках в избирательных комиссий не было практически никаких серьезных жалоб и поводов, в том числе у наблюдателей, что мы фиксировали, и что отразилось в итоге. Поэтому выявлять недовольство оснований нет практически ни у одного из кандидатов, которые не прошли. Это все как раз относится к той части, которые хотели дестабилизировать ситуацию. К огромному сожалению коммунистическая партия Приднестровья во главе со своим секретарем господином Хоржаном, не прошедший от них депутат Тобух, и другие депутаты, такие как Дилигул пытались свою несостоятельность доказать на улице. Но те попытки, которые были с попытками вывести людей на улицу, не увенчались успехом, потому что практически народ Приднестровья свою выбор сделали, они не повелись на это. В итоге насколько мне поступила информация, президент Приднестровья господин Шевчук обратился и сказал, что реи повода для этого и просил всех не усугублять ситуацию в республике. Я думаю, что это все такие очередные попытки, я думаю, что там все итоги признаны, они честны, объективны и волнений на данном этапе быть не должно.
Трофимчук Григорий Павлович: Если можно, я добавлю кратко. На мой взгляд, это обычная ситуация не только в ПМР. у проигравшей стороны кандидаток возникают какие-то вопросы. На мой взгляд, такт надо решать все по закону, есть суды соответствующие и так далее. Из этой процедуры очень сложно выйти. А если кто-то пытается из этих законодательных рамок выйти, там уже другая должна быть квалификацию. И еще важный момент. Должно ли оказываться давление в принципе (в данном случае со стороны местной власти) на задающих эти вопросы? На мой взгляд, это абсолютно исключено. Я просто приведу пример. Мы часто в рамках нашего совета при ЦИКе обсуждаем абсолютно конкретные вопросы по каким-то прецедентам в рамках местных, региональных российских выборов. Часто ставится вопрос, как реагировать на подметные листовки, которые появляются в виде компромата на того мили иного кандидата до сих пор в рамках всех выборов? Есть сторонники того, чтобы ужесточить давление, то есть найти тех, кто это печатает, типографию, соответствующий закон принять, чуть ли не посадить этих людей. А я всегда сторонник того, чтобы строго наоборот действовать. Но здесь кончено должен работать специалист, который понимает, что он делает. Я говорю: "Давайте выберем регион, где такая проблема возникла, собираем такой же круглый стол, местную прессу приглашаем. Это будет интересно, они об этом с удовольствием напишут. Все листовки, которые имеются в наличии, кладите на стол, пусть будет гора листовке, и тогда мы это мероприятие, круглый стол организуем и сделаем так, чтобы желание потом выпускать подобного рода подметные листовки и оклеивать ими мусорные баки или двери квартир, полностью пропадет, потому что они увидят наконец профессиональную реакцию с другой стороны". То же самое по поводу выборов в ПМР. Там только в рамках выборов будет теперь эти провокации, они обязательно будут. Поэтому на них надо реагировать профессионально. Те, кто организует эти процессы, они ждут определенных...
Хомерики Владимир Кириллович: Коллеги, мы прослушали семинар от Григория Трофимчука. Если есть вопросы, пожалуйста.
Махмутов Руслан Рашидович: Я кратко подмечу, что по отношению к народу здесь проигравших и выигравших нет. Здесь есть, кому оказано более высокое доверие, те, кто победил, и есть, кому оказано менее доверия. Эти информационные вбросы являются больше эмоциональной реакцией кандидатов, которые не согласны с результатами. Наверно, митинг может состояться из этих пяти человек, которые выйдут и скажут, что он не согласны с тем, что их не выбрал народ. Максимум, во что это может вылиться.
Григорий Павлович Трофимчук: Я бы предложил этих людей просто пригласить, там же местная власть: "У вас есть какие-то вопросы? Давайте решать".
Хомерики Владимир Кириллович: Есть вопросы, коллеги? Я бы хотел завершить тем, что я думаю, что мои коллеги, с все от души поздравляем Приднестровье с состоявшимися, открытыми, честными, законодательно обеспеченными выборами. Мы хотим поздравить народ Приднестровья с тем, что у него была полная возможность для удовлетворения своих избирательных прав. Мы надеемся, что народ Приднестровья сделал правильный выбор, выбрал себе достойных кандидатов, которые в дальнейшем обеспечат и экономический рост, и решение социально-гуманитарных программ дальнейшее укрепление независимости республики.