174

Миграционная политика: изменение в законодательстве

Фото: Игорь Лазуренко/ АиФ

Участник: AIF.RU Ведущий конференций.

Дата и время пресс-конференции в пресс-центре «АиФ»: 15 октября, 14:00
«Миграционная политика: изменение в законодательстве».

Темы для обсуждений:
- Инициативы ФМС России по усилению ответственности, в том числе за организацию незаконной миграции (законопроекты);
- Адаптация и интеграция в российском обществе;
- Изучение русского языка трудовыми мигрантами;
- Роль институтов гражданского общества в реализации Концепции миграционной политики России и профилактике экстремизма.
Участники пресс-конференции:
- ЕГОРОВА Екатерина Юрьевна,
статс-секретарь – первый заместитель руководителя ФМС России; - ПАСКАЧЕВ Асламбек Боклуевич, член Общественной палаты РФ, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ; - БРОД Александр Семенович, директор Московского бюро по правам человека, член Ассоциации юристов России; - КРГАНОВ Альбир Хазрат, член Общественной палаты РФ, главный муфтий Москвы и Центральной России, заместитель председателя Духовного управления мусульман России; - ХОМЕРИКИ Владимир Кириллович, президент Конгресса национальных объединений России, председатель Российского Координационного Совета мигрантских сообществ и организаций; - ВОЛОХ Владимир Александрович, председатель общественного совета при ФМС России; - ЛАЗУКИН Михаил, сопредседатель правления Центра развития социальной политики и международной интеграции «МОСТ».

Полную аудиозапись мероприятия можете прослушать здесь.
Фотоотчет пресс-конференции можете посмотреть здесь. (Фото: Игорь Лазуренко/ АиФ).

Расшифровка мероприятия:

Егорова: Наша сегодняшняя пресс-конференция будет затрагивать тематику участия гражданского общества в миграционной политике. Хотела бы отметить, что и в подготовке концепции миграционной политики гражданское общество уже принимало участие. Проект концепции проходил обсуждение и в общественной палате, коллеги это подтвердят, и в Госдуме он рассматривался, мы его размещали на нашем сайте, он проходил обсуждение в международных организациях. То есть это документ, который уже учитывал в значительной мере позицию гражданского общества и его отношение к миграционной политике.
Говоря о самой концепции, надо отметить, что это документ, который соответствует нашей текущей миграционной ситуации, тем объективным реалиям, в которых мы живём. Если коротко об этом говорить, цифры эти неоднократно упоминались. К нам ежегодно приезжают порядка 10–12 млн иностранных граждан. Выезжают они с самыми различными целями. Далеко не всегда они едут на работу. Едут и учиться, и в деловые поездки, и на лечение.
Наибольший объём миграции к нам направляется, конечно же, из государств, с которыми у нас безвизовые отношения, это государства – участники СНГ. Порядка 70–80 %. Те же граждане этих государств составляют основной поток трудовой миграции в РФ. Объём нелегальной миграции, как позволяет установить наша информационная система, составляет примерно от 3 до 5 млн, эта цифра меняется. Сейчас мы говорим, что это порядка 3,5 млн тех, кто превысил срок пребывания в России и, скорее всего, при этом работает, так как, конечно, для того чтобы длительное время находиться в стране, нужно иметь источник дохода.
На что направлена концепция? В первую очередь, мы исходим из того, что существуют определённые проблемы на рынке труда, порождённые сложной демографической ситуацией, и при этом необходимость обеспечения экономического роста России. Конечно, решение этой задачи требует рабочих рук. В первую очередь, рабочих рук высококвалифицированных.
К тому, чтобы как-то предусмотреть различные режимы осуществления трудовой деятельности в России, как раз подводит нас концепция. У нас долгое время не было особой разницы, приезжает специалист в области IT-технологий или дворник. Порядок этот регулировался фактически одинаково. Первые шаги были сделаны в 2010 году, когда были приняты изменения в законодательстве. Сейчас мы эту систему будем и дальше разветвлять, появятся новые программы для трудовой миграции.
Конечно же, концепция предусматривает, что при таких больших миграционных объёмах нам, как и большинству государств приёма, необходимо решать задачи по интеграции адаптации мигрантов. Это серьёзный блок вопросов, которые ещё мало в России разработаны, и мы рассчитываем, что в решении этих вопросов гражданское общество, а также религиозные организации будут способствовать реализации государственной миграционной политики.
Концепция затрагивает и вопросы вынужденной миграции. Там есть ещё определённые нерешённые проблемы. Если посмотреть план мероприятий по реализации концепции, то увидите, что во исполнение его нам надо подготовить новый ФЗ о беженцах. Это серьёзный документ, очень объёмный, требующий выполнения наших международных обязательств.
Ещё один немаловажный блок вопросов – это привлечение мигрантов на постоянное жительство в Россию. Знаете, что достаточно успешно реализуется госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению? Но тем не менее этот механизм – единственный, и нам нужно создавать систему привлечения на постоянное жительство, при этом меняя свой подход к отбору тех, кто приезжает в Россию.
Знаете, что во многих странах действует балльная система оформления документов на проживание? Если иностранец решил связать свою жизнь со страной, то он должен соответствовать определённому набору критериев, и мы предполагаем, что к такой системе подойдёт и РФ. Кроме того, в концепции заложен целый блок мероприятий по противодействию незаконной миграции. Это опасное явление, связанное с другими, такими как незаконный наркотрафик, контрабанда людей, оружия. Конечно, здесь предусмотрен целый комплекс мер.
В первую очередь, практически будут реализованы законодательные инициативы, поскольку реформирование законодательства в связи с принятием концепции должно быть достаточно серьёзным. Мы уже сейчас начали работать и создавать рабочие группы по подготовке концепций этих законопроектов. Дело это достаточно непростое. Мы рассчитываем, что наши законодательные инициативы также будут обсуждаться и в открытом формате. Об этом говорилось на заседании правительства, когда план мероприятий по реализации концепции рассматривался и в других структурах гражданского общества, в том числе в Общественной палате, и мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с нашими коллегами. Ведущий: Александр Семёнович, поговорим с Вами о роли общественных организаций. Брод: Тема миграции – одна из самых острых в ходе общественных дискуссий на страницах СМИ, на телеэкранах. Чувствуется интерес к этой теме и непонимание важности этой темы, чувствуется настороженность, иногда агрессия населения. Мы с коллегами часто в последнее время участвуем в различных телепередачах, дискуссиях и видим, что даже эксперты, которые, казалось бы, должны вникать в эту тему, зачастую ограничиваются поверхностными фразами, жёсткими оценками того, что России миграция не нужна, что мигранты криминализированы, и воспроизводятся дальше по списку все традиционные мигрантофобные мифы.
Поэтому лидеры общественных организаций, которые здесь присутствуют, хотели бы внести свой вклад в развитие концепции миграционной политики. Мы 17-го октября в 16 часов в Общественной палате проводим большие слушания по теме «Миграционная политика и гражданское общество. Задачи и перспективы». Мы подготовили документ, который называется «Предложения по использованию потенциала неправительственных организаций и привлечение российских неправительственных организаций к реализации концепции государственной миграционной политики РФ».
Этот документ мы уже передали руководству ФМС, и мы хотим начать общественную дискуссию, с тем чтобы сформировать целый пул неправительственных организаций, общественных палат, уполномоченных по правам человека в регионах именно для того, чтобы просвещать мигрантов, создавать центры адаптации для мигрантов, оказывать им помощь при вхождении в российский социум, предупреждать преступность со стороны мигрантов. В то же время нужно активно работать с местным населением, разъясняя ему необходимость миграционных потоков, снимая противоречия культурного, межнационального, межрелигиозного плана.
Мы хотим, чтобы это была массовая, подготовленная и очень влиятельная общественная коалиция, которая будет тесно работать с ФМС и с управлениями этой службы в субъектах РФ. Мы провели подготовительную работу и с Россотрудничеством, с Минрегионразвитием, с правительством Москвы и Санкт-Петербурга и нашли горячий живой отклик сотрудничества, взаимодействия, заинтересованность в нашей экспертной поддержке, в наших совместных программах.
Мы хотели бы наладить сотрудничество с журналистами, потому что видим их желание разобраться, а иногда и нежелание разобраться и воспроизведение этих мифов, предрассудков относительно мигрантов. От всеобщего сотрудничества, взаимодействия, мы считаем, будет лучше всем, и миграционная политика у нас будет более взвешенная. Скажу о вчерашних своих впечатлениях.
Я был наблюдателем, экспертом на выборах в Подмосковье. В частности, в Химках. Один из кандидатов – Сергей Троицкий – демонстрировал для журналистов как перфоманс насос высокого давления на гастарбайтеров. То есть выстреливал и говорил, что мигранты должны вылетать. Это всё вызвало некий интерес среди присутствующих. Но, на мой взгляд, это очень опасная тенденция, когда даже кандидаты на пост мэра используют такие мигрантофобные предрассудки, акции. Всё это создает излишнюю напряжённость, а мы стараемся снижать её, разрушать стену недоверия, агрессию и нетерпимость.
Хочу сказать, что мы решили оформить нашу коалицию, назвав её «Гражданский форум содействия миграционной политике». Мы намерены осуществлять ряд социально значимых проектов в сфере создания центров адаптации мигрантов, международного сотрудничества и содействия добровольному переселению соотечественников. Думаю, что это будет привлекательная сфера для неправительственных организаций, для граждан России.
Ведущий: Владимир Александрович, расскажите о концепции и ключевых положениях. Волох: Я представляю Общественный совет при ФМС. Он является одним из институтов гражданского общества. Общественный совет создан и работает уже более 5 лет. В его состав входят как представители различных МПО, так и видные учёные страны, правозащитники.
Всего у нас в Общественном совете более 20 человек. Регулярно проходят ротации членов Общественного совета. Общественный совет работает по планам, которые составляются на каждый год, и по трём направлениям:
1.    Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседаниях Общественного совета. Могу привести пример, что касается концепции государственной миграционной политики РФ до 25 года. Мы дважды рассматривали этот вопрос на заседаниях Общественного совета. Очень приятно, что большинство предложений, которые были высказаны на заседании Общественного совета, учтены и в настоящее время включены в концепцию государственной миграционной политики. Вы знаете, что в концепции значительная роль отведена институтам гражданского общества.
2.    Участие членов Общественного совета в различных общественно значимых мероприятиях – крупных форумах, которые проходят в Москве, в других городах РФ.
3.    Индивидуальная работа членов Общественного совета по проблемам миграции. Это касается и выступлений в СМИ, и публикаций, которые осуществляют члены Общественного совета, и других вопросов, которыми занимаются члены Общественного совета.
Хотелось бы сказать, что заседания Общественного совета у нас открытые. На заседания мы приглашаем практически всех желающих, в том числе и журналистов. Большинство журналистов, присутствующих у нас на заседаниях Общественного совета, имеют возможность высказать свою точку зрении. Так же как и представители различных неправительственных организаций, которые принимают участие в заседаниях Общественного совета.
Материалы Общественного совета у нас вывешиваются на сайте ФМС России в разделе «Общественный совет». Поэтому вся наша работа прозрачна. Любой из присутствующих может зайти на сайт, посмотреть все планы работы, которые мы реализовали, которые осуществили. Может посмотреть, какие вопросы мы рассматривали, какие были приняты решения, кто присутствовал на этих заседаниях. Так что считаю, что работа ведётся достаточно прозрачно и с активным участием как журналистов, так и представителей неправительственных организаций.
Что касается решений, которые принимаются в Общественном совете, они носят консультативный, рекомендательный характер. Но со всеми решениями знакомится руководство ФМС России. Хотелось бы сказать, что на каждом заседании Общественного совета присутствует представитель руководства ФМС России: и начальники управления, и заместители руководителей, и директор. Поэтому те резолюции, которые мы принимаем, доводятся до руководителя ФМС, и по ним, как правило, принимаются соответствующие решения.
Хотелось бы сказать, что несмотря на то, что в положении не предусмотрено создание общественно-консультативного совета при территориальных органах ФМС России, по нашей инициативе мы просмотрели этот вопрос на заседании совета, внесли предложение Константину Олеговичу, он поддержал. И в настоящее время Общественный совет существует не только при центральном аппарате ФМС России, но и в каждом субъекте федерации при каждом УФМС России по субъекту федерации созданы и активно работают общественно-консультативные советы, которые тоже на своём уровне решают соответствующие вопросы. Ведущий: Асламбек Боклуевич, пожалуйста. Паскачев: Я бы хотел сказать, что в составе Совета при президенте по межнациональным отношениям создана комиссия по миграционным вопросам. Эта комиссия появилась 20 сентября. Вот подпись В. В. Путина. В состав этой комиссии входят представители различных общественных организаций, в том числе и те, кто сейчас здесь присутствуют: Александр Семёнович, господин Волох, Хомерики и другие. Кстати, руководитель, директор ФМС тоже входит в состав этой комиссии.
Хотелось бы отметить следующие чрезвычайно важные, на наш взгляд, моменты. Вопрос, который касается необходимости мигрантов для нашей страны. Речь идёт, в первую очередь, о внешних мигрантах. Подразделяются мигранты на внешних и внутренних. Внешние – зарубежные мигранты. Внутренние мигранты – наши. Наши иногда обижаются. Будем говорить: «переселенцы» или «мобильные граждане России».
Так вот, иногда в обществе под влиянием различных причин формируется мнение, что мигранты мешают жить местному населению. Что из-за них все проблемы в нашем обществе. На самом деле нужно людям объяснять, что наличие мигрантов – это не потребность ФМС. Поскольку я не сотрудник ФМС, я могу об этом сказать. Для чиновников – чем меньше мигрантов, тем меньше работы для миграционной службы, по большому счёту. Поэтому нельзя говорить о том, что они заинтересованы в этих мигрантах.
В мигрантах заинтересована вся наша экономика, вся наша страна. Надо иметь в виду, что по расчётам, по экспертным оценкам, нам ежегодно от 500 до 700 тыс. населения нужно для того, чтобы, образно говоря, обрабатывать всю территорию нашей страны. С учётом того, что у нас была в последнее время большая демографическая яма, учитывая старение населения и то, что в ближайшие годы число вступающих в трудоспособный возраст и уходящих на пенсию сравняется, эта проблема усугубляется. И потребность будет ещё расти.
Одновременно есть проблема по внутренним нашим гражданам, которые передвигаются. Это, в первую очередь, граждане из регионов Северного Кавказа, с Дальнего Востока, из северных регионов и т. д. Но этих граждан у нас, по предварительным оценкам, от 2 до 3 млн (существуют разные экспертные оценки). Если по внешним мигрантам у нас нет особых проблем в том плане, что пересечение границы фиксируется чётко, то по внутренним у нас проблемы. Мы пока не можем отследить, кто, где, как у нас передвигается и кто, где, как находится. Эта проблема обсуждается. Но факт заключается в том, что нам необходимо разработать такую целевую программу, как переселение внутренних граждан России из трудоизбыточных регионов. В какой форме, как, что – это большой вопрос. И упорядочить систему использования внешних мигрантов. Это две взаимосвязанные сложные задачи и проблемы.
Одновременно задача заключается и в том, чтобы готовить принимающее сообщество. Не только тех, кто приезжает. Они должны знать, куда едут, зачем едут, вести себя соответствующим образом, но и наши сограждане, принимающее сообщество, должны понимать полезность этого. Можно приводить цифры, кто, сколько пользы приносит. Мы, кстати, летом проводили с 8 по 15 сентября молодёжный форум по вопросам миграции, межнациональных отношений, проблемам и пути решения, на котором присутствовал и выступил Константин Олегович. Те решения, которые там были приняты, были направлены в миграционную службу.
Теперь о конфликтах, которые возникают на базе явлений, связанных с мигрантами. Межнациональные конфликты, в первую очередь, у нас в стране, во всяком случае, связаны с внутренними мигрантами. Но как только начинаешь разбираться, зачастую это бытовые конфликты, которые заинтересованные лица переводят в межнациональные. Иногда бывает и наоборот. Очень часто в основе таких конфликтов лежат экономические интересы различных групп. Поэтому здесь надо чётко разбираться, потому что это очень тонкая материя.
Для нашей страны это на сегодняшнем этапе – исключительно важный вопрос, который очень осторожно, но грамотно, технично и не откладывая нужно решать. В связи с этим часть вопросов уже вошли в стратегию, которая подготовлена, но это ещё то, что мы обсуждаем, ещё не окончательный вариант. Предложения будут поступать и дальше, мы и дальше будем готовить, формировать эту стратегию. Ведущий: Альбир Хазрат, Вы как религиозный деятель дайте свою оценку нынешней миграционной политике. Что Вас волнует и что беспокоит? Что, на Ваш взгляд, нужно принять в ближайшее время?
Крганов: Мусульманское сообщество, наша организация считает, что миграционная политика должна быть не в ущерб гражданам РФ, и мы надеемся, что будущие концепции чётко сформулируют права как наших граждан РФ, так и мигрантов. Конечно, сегодня нас волнует вопрос и религиозной составляющей, потому что последние события показывают, что некое недовольство миграционной политикой у граждан накладывается и на религиозную тематику. В частности, мусульманскую.
Тот же вопрос по Митино, по земельному участку. Или в других больших городах у нас возникают вопросы, когда нам заявляют о том, что да, мы жили вместе с коренными мусульманами здесь, у нас не было проблем, но у нас есть некое непонимание по поводу наших гостей-мигрантов. Это иногда потом уже проявляется в отказе нашим религиозным организациям в выделении участков, в других вопросах, когда тема недовольства ставится нам чуть ли не в упрёк. В этой связи мы надеемся, что религиозная тема в этой концепции должна обязательно учитываться.
Как же нам сегодня себя вести в этой деятельности? Конечно же, и с ФМС России, и с региональными структурами наша организация управления подписала соглашение, мы конструктивно работаем. Слава богу, есть понимание, но его недостаточно. Нужно ещё более эффективно здесь вести работу. Мы также обеспокоены тем, что не хватает мест для моления. С одной стороны, даже по 100 тыс. человек – даже в Санкт-Петербурге 100 тыс. человек пришли на праздничные мероприятия. Ну, куда им деваться? С другой стороны, здесь нужно решать вопрос, куда их вмещать? Кто с ними будет вести работу? Если они не будут приходить в официальные структуры духовного управления, в официальные мечети, то тогда они отдельно у себя как-то будут заниматься религиозной практикой. Мы даже не имеем представления о некоторых местах, кто там вообще проповедует, о чём там говорят. Эта тема очень важна тоже! Здесь наша позиция должна быть единой.
Здесь и государство, и мы, если много принимают в страну мигрантов, то должны решить и этот вопрос. Чтобы эта тема не послужила бы некой точкой провокации, чтобы напряжение не переросло в недружеское отношение после наших гостей к самим мусульманам, которые здесь живут, потому что мы несколько столетий, тысячелетий живём вместе. Здесь нам нужно очень внимательно к этому отнестись. Мы дорожим нашими дружескими отношениями, и мы должны обратить на это внимание. Спасибо. Ведущий: Дмитрий Евгеньевич, резюмируйте высказанное ранее вашими коллегами. Вовчук: Понятие «миграция», как мы видим даже по количеству людей, заинтересовавшихся этой темой, в этом зале, чрезвычайно велико. Давайте посмотрим на неё сквозь такой вопрос: «что такое хорошо и что такое плохо». Миграция. Что такое хорошо? Что есть сама по себе концепция? Во время её составления и обсуждения уже приковываются взгляды общественности, населения. Мне кажется, одна из задач НПО, СМИ довести не только до населения России, но и, можно сказать, до мировой общественности, что такая концепция есть и её реализация зависит он нас самих.
Мне кажется, что так надо сделать Россию привлекательной. Это главное. Второе «что такое хорошо». Хорошо, что ФМС, его руководство, Общественный совет – все они идут и открыто до диалога с неправительственными организациями. Это большое благо. Благо, что НПО, куда входят и эксперты, и активное население, начинает формировать какие-то институты, где, мы думаем, что будет конструктивный диалог. Хочу перейти к «что такое плохо».
Плохо то, что сформировался образ мигрантов как врага. На самом деле образ врага формируем мы сами. Потому что плохо, когда не платятся налоги, когда работодатель, наш резидент, не платит налоги. Плохо, когда трудовой мигрант считает, что ему легче оставаться в тени, а не выходить наружу. Мне кажется, требуется такой хороший общественный мониторинг по ключевым вопросам на предмет исполнения тех законов, которые напрямую касаются каждого жителя Москвы и всей нашей страны. Поэтому, если мы решим эти вопросы конструктивно, навалимся всем миром, то миграция превратится из таких слов, которые у населения неадекватны, на мой взгляд, сейчас в хорошую добрую историю. Спасибо. Ведущий: Владимир Кириллович, Вам завершающее слово. Хомерики: Спасибо, коллеги. Я не Маяковский. Не буду говорить, «что такое хорошо и что такое плохо». Хочу сказать, что концепция, которую мы приняли, была очень долгожданным документом, которого все ждали и который прошёл самое широкое обсуждение не только в советах и организациях, но и, самое главное, – в низах.
Миграция очень многогранна. Вы понимаете, что это очень сложная вещь. Мы все уткнулись и думаем, что миграция – один сегмент. Только трудовая миграция. Но вы прекрасно знаете, что она бывает внешняя, внутренняя, постоянная, временная, трудовая. Это переселение – проблема важная. Это беженцы, это временное убежище – очень большая проблема, о которой мы мало говорим, но она очень актуальна. Я говорю, потому что я этим занимался, конкретно по переселению тех, кто бежал от режима Саакашвили, грузин и т. д. И России есть над чем работать. Для России миграционная тема – новая тема. Россия – молодое государство, и здесь роль общества должна быть велика. Нужна не просто бурная критика и какие-то предложения, а вот мы – институты гражданского общества, которые сегодня создаются и которые начинают сотрудничать с ФМС, – как раз ценим, что нам ставят задачу не просто «ребята, хвалите нас или поддерживайте», а именно «давайте нам то зерно, те предложения, которые помогут усовершенствовать эту систему и сделать так, чтобы она в России эффективно работала и была приемлема для населения России».
Вот мы, в основном, участвуем в этой проблеме, получается интернациональный кадр. Для кого это близко и дорого. Я бы хотел, чтобы к этой работе мы активно привлекали другие чисто русские националистические организации и др. Они должны быть представлены, на мой взгляд, и в совете президента, и в совете ФМС, их надо слушать, с ними надо работать, вырабатывать общую платформу. Потому что наряду с бредовыми идеями, которые там подкинут где-то на улице, выдвигаются и интересные предложения. Есть и толковые люди, такие как Хомяков («Народный собор»), люди, с которыми можно говорить, можно вырабатывать общую концепцию.
Касаясь законов. У законодательства есть концепция, но законодательство – стратегия, в нём не всё усовершенствовано. Есть хорошие законы, а есть и те, что не работают. Мы должны их реанимировать, и нужно принимать новые законы. Лично я, несмотря на то, что защищаю эти организации, стою всё-таки за упорядочивание и ужесточение миграционного режима. Другое дело, как к этому подойти на первом этапе. ФМС пока воздерживается от амнистии и т. д. Я, например, сторонник того, чтобы мы к этому вопросу как-то подошли и ввели какую-то амнистию, для того чтобы на первоначальном этапе это всё отрегулировать и дать толчок к новому делу. Вопрос журналиста.
Егорова:
Думаю, что организация курсов уже существует. Их более 250 действуют. Часть из них – бесплатные. То есть основа, база уже создана. Роль государства здесь – принять соответствующий закон, который сделает владение русским языком обязательным. Вы знаете, что эта мысль взята не только из концепции. В указе президента № 602 от 7 мая этого года «О мерах по укреплению национального согласия» эта норма содержится. И сейчас законопроект этот уже рассматривается в Государственной думе. Вопрос журналиста.
Егорова:
Работа над законопроектом ведётся, это комплексный, серьёзный документ, который учитывает и наше конвекционное обязательство, и те новшества, которые сейчас в Европе вводятся в связи с изменением политики убежища. Считаю, что как раз в России система интеграции беженцев нормальная. Потому что те небольшие количества беженцев, которые у нас имеются (а у нас гораздо больше лиц с гуманитарным статусом, имеющих статус временного убежища – эта небольшая цифра объясняется тем, что беженцы получают разрешение на проживание и гражданство), становятся полноправными гражданами достаточно быстро.
Здесь есть момент, почему к нам мало обращаются за получением убежища. Конечно, с точки зрения и географической, и климатической, Россия не так привлекательна для беженцев, как, скажем, Италия. Этот момент присутствует. Вопрос: Если позволите… Проблема афганских переселенцев. Как Вы смотрите на проблему афганцев? Их легализацию. Они годами живут здесь. Как-то надо выходить из этого кризиса. Егорова: В разных городах действительно эта проблема достаточно застарелая. Сейчас бы не хотела её комментировать. Легко сказать, что всем афганцам предоставить убежище. Потому что каждое решение о предоставлении убежища или статуса беженца – это решение индивидуальное. Нужно в каждой ситуации смотреть отдельно и конкретно. Вопрос журналиста.
Егорова:
Да, меры контроля будут усиливаться. Во-первых, мы работает над тем, чтобы увеличить срок закрытия въезда нарушителям. Сейчас он составляет для тех, кто совершил 2 административных правонарушения, 3 года и для остальных категорий – те, кто был выдворен из страны и т. д. – до 5 лет. Планируем увеличить до 10. Ещё один механизм, который мы предполагаем реализовывать – он, кстати, согласуется с европейской политикой в сфере добровольного возвращения. Вы знаете, что установленный срок пребывания в России – 90 дней. Если иностранец нарушил этот срок пребывания и в течение 30 последующих суток не предоставил никаких документов, обосновывающих продление срока пребывания, ему также будет закрываться въезд в Россию. Причём делать это будет наша информационная система.
То есть мы уходим от того, чтобы проверять документы на улице. На смену этому контролю, достаточно неприятному, будут приходить информационные технологии. Вопрос журналиста.
Егорова:
Именно на этом и построена система организованного привлечения на предвыездной подготовке. Вот и всё. Вопрос журналиста.
Брод:
Могу сказать, что понятие толерантности мы часто понимаем буквально, как терпимость, всепрощение. Действительно была декларация ЮНЕСКО, подписанная в 95 году. В том числе и Россией. Где толерантность трактуется как возможность диалога, возможность принять, понять иную культуру, иную точку зрения и т. д. Я считаю это свойством демократичного, правового общества, и мы к этому идём, к этому стремимся. Это всё взаимосвязано. И правосудие, и решение социально-экономических проблем, защита прав и свобод человека. В том числе и толерантное отношение приезжих к местному населению, местного населения к приезжим. Это целый комплекс мер, ради которых мы работаем, ради чего написана эта концепция.
Просвещение, образование, создание необходимых условий для самореализации местного населения и миграционных потоков. Я считаю, если всё это будет решаться именно в совокупности, именно в правовом режиме, то мы придём к толерантному отношению. ????: Два слова добавлю. Коллега говорил о том, что мы очень терпимы и идём открыто на все эти международные нормы, в то время как наше общество ещё не готово к этому, и хочется соблюсти приоритет тех, кто проживает в России и т. д. Чтобы мы это соблюдали и чтобы законы были в этом плане построже.
Наверное, надо разгребать. Законы принимаются. Кстати, готовится хороший закон для принятия. Я думаю, что этим мы урегулируем. Всё должно быть в рамках закона. Естественно, с приоритетом и с учётом интересов местного населения. Ведущий: Екатерина Юрьевна, мы говорим сегодня о концепции. Концепция до 2025-го года. Можно сейчас сказать, что есть и что будет? Какие-то ключевые положения выбрать, чтобы сравнить, что на данный момент и к чему мы стремимся? Егорова: В общем-то, в своём вступительном слове я сказала, к чему мы должны стремиться. Если посмотреть на план мероприятий по реализации концепции, там чётко расписаны те законопроекты, которые будут вноситься на первом этапе до 2015 года. Первый блок – это создание условий для деловой миграции, для инвесторов, для учебной миграции. У нас учебной миграции мало внимания уделялось.
Следующий блок – трудовая миграция. Создание тех дифференцированных механизмов, о которых я говорила, и подход к реформированию системы выдачи разрешений на проживание и введение балльной системы. Таким образом, мы в идеале должны получить такую систему, когда мигрант будет приезжать именно в то место, где он необходим, и соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Вот это упрощённо.
Конечно, жизнь всегда намного сложнее. Вопрос журналиста.
Егорова:
Балльная система будет представлять собой систему критериев отбора. В этом перечне критериев будет и владение русским языком, и наличие определённого образования, востребованность специальности, наличие родственных связей. Это целая система критериев, которым должен соответствовать вновь прибывший в РФ именно на жительство.
Тот, кто приехал на время, наверно, не нуждается в таких строгих требованиях. Он отработал положенное время и вернулся к себе назад. Его не нужно отбирать и т. д.
В следующем году мы будем выносить предложения. Вы в первую очередь об этом узнаете. Потому что мы планируем наши инициативы широко обсуждать. В том числе и в СМИ. Вопрос журналиста.
Егорова:
Подготовка кадров для миграционной службы – отдельная тема. Трудовые мигранты не могут быть госслужащими. Поэтому у нас эта проблема не стоит. В принципе, ФМС движется к тому, чтобы сократить количество аттестованных сотрудников. Это уже объективная реальность. Мы планируем, что у нас останутся аттестованные сотрудники на тех функциях, которые требуют силовой составляющей – миграционный контроль. Мы планируем постепенно перейти к ситуации гражданского ведомства. Вопрос: Действительно так всё плачевно? Действительно зарплата такая? Егорова: У нас маленькая зарплата. Это правда. Мы на втором месте с конца среди федеральных органов власти. ???: Хотелось бы дополнить. Поскольку я являюсь профессором госуниверситета управления, а именно работаю на кафедре управлении подготовки специалистов по управлению миграционными процессами.
Специалисты нашего университета, которые выпускаются, работают в ФМС России, в территориальных органах, проходят практику в ФМС России. Среди молодёжи, которая учится у нас в университете, я не наблюдаю такой тенденции, что они не хотят идти на работу в миграционную службу.
Наоборот, есть большой интерес среди студентов нашего университета к работе в органах миграционной службы.
???: Зарплата должна быть важным стимулом, а не другие привлечения, которые тянут людей в службу.
???: Не всё связано с зарплатой. Есть и другие стимулы. Вопрос журналиста.
Хомерики:
Действительно, сейчас готовится закон, который готовит Хинштейн с Яровой и т. д., где касаются вопросов ужесточения. Я во многих аспектах с этим проектом закона согласен. Потому что там действительно предусматриваются меры, которые необходимы, чтобы эти процессы были регулируемыми и описанными законом, чтоб каждый чиновник или полицейский не мог нарушать и трактовать эти положения как ему хочется. Мы приветствуем создание этого закона, но он тоже пройдёт широкое обсуждение среди общества и среди экспертов. ???: Два слова дополнить то, что сказал Хомерики. Наверно, правильнее говорить не «ужесточение миграционного законодательства», а «совершенствование». Это будет более чёткое определение. Вопрос журналиста.
???:
Если мы не создадим эту систему, условия для тех, кто переезжает, если мы их не подготовим для того, чтобы они проживали в том субъекте, куда они едут, и не подготовим принимающее сообщество, тогда это будут скандалы.
У нас есть трудонедостаточные регионы. Есть трудоизбыточные регионы. У нас миграция, или мобильность наших граждан, идёт, в первую очередь, из республик Северного Кавказа и регионов севера и Дальнего Востока. Оттуда идут граждане туда, где есть работа, где крупные мегаполисы. Но у нас ежегодно тысячи обезлюдевших деревень, сёл, населённых пунктов. У нас сегодня на предприятиях малого бизнеса не только в других субъектах, но и в Москве даже людей набрать очень сложно.
Почему проблемы возникают? Потому что нормально не организовали. Есть наш старый опыт, он практиковался при Советском Союзе. Есть разные способы, методы организации этой работы. Это вахтовые методы, это переселение в агропромышленные сектора. Это переселение в связи с созданием новых строек и т. д.
Это и организованный набор, и целевые наборы в вузы и техникумы, училища и армию и т. д. Но сегодня, после разрыва мерохозяйственных связей и с упованием только на рыночные механизмы, эта система не работает никак. Вся система пущена на самотёк. Идут сбои. Как только приезжает несколько человек, пока они что-то налаживают, всё идёт нормально. Но потом возникают проблемы. Общественность в этом участвует, и мы знаем эти процессы. Кстати, в Твери мы утрясли этот вопрос. Недавно в Ремонтненском районе. Я не зря сказал, что как только возникает вопрос межнациональных отношений и мы начинаем разбираться, зачастую подоплёкой является экономический фактор.
На президентском совете президент с чётким пониманием отнесся к этому вопросу, и эту работу надо будет делать. Каково наше предложение в этом плане? Чтобы субъекты договаривались между собой. Сначала нужно оценить с помощью Минэкономики, с помощью фонда занятости и т. д. Нужно определить, какова потребность в каких специалистах в том или ином субъекте. И потом уже из разных регионов переселять, в первую очередь, своих граждан. Нам не нужно их обучать русскому языку.
При этом нужно, чтобы заключили договоры, чтобы это контролировалось соответствующими ведомствами. И ответственность должна быть. Не так, чтобы кандидат в губернаторы Химок говорил, что в первую очередь мигрантов будет выселять. Нужно, чтобы от участкового и до министра, от муниципалитета до губернатора отвечали за состояние межнациональных отношений, за состояние экономики в регионе. Ведущий: Время пресс-конференции подходит к концу. Спасибо за проявленный интерес. До новых встреч.

Пресс-конференции «АиФ» проходят по адресу: ул. Мясницкая, дом 42 (ст. м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»).

Аккредитация на мероприятия пресс-центра «АиФ» и дополнительная информация с 09:00 до 18:00 по тел.: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-172

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
  • Аккредитация
Отправить

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество