В настоящее время одним из основных вопросов на переговорах в Минске в рамках подгрупп по политическим и гуманитарным вопросам является закон об амнистии.
ЛНР и ДНР в этом вопросе выступают за внесение ряда правок в закон Украины об амнистии, что позволит в полном объёме реализовать обмен пленными. Суть правок — прописать в документе статьи 258 («Террористический акт») и 260 («Создание не предусмотренных законом военизированных или вооружённых формирований») Уголовного кодекса Украины. Именно по этим статьям в украинских СИЗО сейчас удерживаются тысячи людей.
В то же время украинская сторона пытается снять данный вопрос с обсуждения, мотивируя это тем, что закон об амнистии будет принят только после окончания конфликта в Донбассе. Так, заместитель главы фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко сообщил, что, возможно, амнистия будет проходить по «хорватскому» сценарию, то есть каждое дело будет рассматриваться в суде отдельно. Помимо этого, он сообщил, что амнистия в Хорватии проходила более десяти лет, и спешка в этом вопросе неуместна.
Представитель Украины в политической подгруппе Трёхсторонней контактной группы Роман Бессмертный на днях заявил следующее: «С точки зрения украинского законодательства, амнистия — это процесс, который применяется к правонарушителям, за исключением лиц, совершивших военные преступления, преступления против человечества. Речь идёт о захвате пленных, парадах военнопленных, приказах стрелять по детям, изнасилованиях и т. п. Все эти случаи перечислены в международных документах, которые Украины ратифицировала. И они не подпадают под амнистию».
Такая позиция напрямую противоречит порядку выполнения Минских соглашений. Закон должен был быть принят сразу после отвода тяжёлых вооружений (завершился в ДНР официально в марте 2015 года).
Напомним, что сам закон об амнистии был принят украинской Радой 14 сентября 2014 года, однако не был подписан президентом Петром Порошенко и так и не вступил в силу.
Законопроект об амнистии предусматривал освобождение от ответственности «участников вооружённых формирований», членов самопровозглашённых органов в Донецкой и Луганской областях, а также людей, которые противодействовали проведению антитеррористической операции.
Соответственно, под действие этого закона не могли и не могут подпадать тысячи политических заключённых на Украине. Также следует отметить, что ни в первых, ни во вторых Минских соглашениях, ни в законе об особом статусе территорий ЛДНР не прописана амнистия для граждан Украины из Одессы, Харькова и других городов. Получается, что тысячи людей, выступавших против действующего режима и находящихся сейчас по придуманным обвинениям в украинских тюрьмах и СИЗО, по мнению официального Киева, должны там и оставаться.
Но, исходя из здравой логики, о какой амнистии со стороны Украины и ЛДНР может идти речь, когда тысячи людей будут просто вынесены за скобки этих договорённостей?
Представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко после консультаций на этой неделе заявила: «Есть чёткое задание от президента: заложники должны быть освобождены до конца года — в подтверждённый нормандским форматом срок выполнения Минских соглашений. И никакой шантаж и недопустимые условия, которые пытаются навязать Украине, здесь неуместны».
В то же время омбудсмен ДНР Дарья Морозова так отреагировала на это высказывание:
«В нашем понимании обмен пленными в формате «всех на всех» возможен лишь после принятия на Украине и вступления в силу закона об амнистии, не раньше».
Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что единственным способом разрешения данной проблемы является полная амнистия для граждан Украины, которые по политическим мотивам сейчас находятся в местах лишения свободы, на чём настаивают представители республик Донбасса. И совершенно не важно — днепропетровская у них прописка или донецкая. Обмен «всех на всех» как раз и подразумевает полную амнистию политических заключённых на Украине и гарантию их безопасности и спокойной жизни в будущем. Украина традиционно будет стараться «заболтать» эту тему, соответственно, закон об амнистии сейчас просто необходим, причём закон, касающийся всех политзаключённых граждан Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции