Почему аудитория рунета больше не растёт?
Впервые в истории аудитория интернета в России за год не увеличилась - таковы данные исследования компании GfK за 2016 год.
Сегодня, согласно этим данным, пользуются Интернетом 74% взрослого населения (84 млн чел.). Другой крупный исследователь медиарынка - Mediascope (бывшая служба TNS) подтверждает: хотя бы раз в месяц в Интернет заходят 70% россиян. И если до этого доля интернет-пользователей росла на 10-15% ежегодно, то теперь достигнут потолок.
Ушли в смартфон
Теперь меняется лишь платформа, с которой люди выходят в Сеть. Место стационарных компьютеров занимают мобильные телефоны. «Это объяснимо: единственной зоной роста на рынке техники в 2016 г. были смартфоны - за счёт этого подросла аудитория мобильного Интернета», - пояснили «АиФ» в компании, проводившей исследование. Если три года назад в Интернет с мобильного заходили только 11,9% россиян, то сегодня их уже 42,1%. «Полученные цифры не значат, что рынок падает, - увеличивается время, проведённое в Сети, растёт объём онлайн-рекламы и суммы выручки», - поясняет Карен Казарян, глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций. А Сергей Гребенников, глава регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), уверен, что конец роста - нормальное явление: «С подобным столкнулись в странах Европы, США, Канаде - там не растёт уже и мобильный Интернет, проникновение близко к 100%». По его прогнозу, в последующие годы прибавка онлайн-аудитории будет незначительной, и рост также покажет только мобильный рынок - пока не сравняется с общим числом пользователей Интернета: «Города-миллионники уже онлайн, дальнейший небольшой рост будет за счёт регионов».
Газеты не умрут
Как это меняет рынок СМИ? Во-первых, «заката» печатных СМИ, о котором говорят уже десятилетие, скорее всего, не случится. Если большая часть аудитории выходит в Сеть с мобильного, значит, читают по большей части новости, сводки. Получать большие материалы, аналитику, хорошо выполненные фотографии с телефона неудобно - и привычная форма газетной полосы тут незаменима. Во-вторых, в Интернете пользователи теперь уже точно выбирают те ресурсы, которые адаптированы под смартфоны. И именно за мобильными приложениями и адаптированными сайтами будущее.