...Как общаться с младенцем?
Отвечает заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук Андрей Подольский:
– Можно. Например, если мама будет петь малышу, когда его обнимает, держит на руках, у него в дальнейшем будет хороший слух. Мамы, которые не умеют петь, могут в моменты приятного общения со своим малышом включать записи мелодичной музыки. Умение тонко различать цвета, формы предметов разовьет малышу та мама, которая будет с ним рассматривать картинки, красивые вещи.
От года до трех лет ребенок познает окружающие его предметы: как они называются, для чего нужны. И делать это он может только во взаимодействии со взрослым. Если младенчество прошло не на руках у любимой мамы, а в больнице, например, или в детском доме, постижение мира вещей, а если шире – то и всей человеческой культуры, пойдет сложнее. Плохо также, если и в этот период, от года до трех, мало вокруг разнообразных вещей, как было когда-то у детей в яслях на пятидневке.
В этом возрасте малышам не терпится любую вещь вскрыть, разломать… Такое отношение к вещам и есть познание предметного мира. Родители могут его стимулировать, если позволят ребенку разными вещами играть, рассматривать их, разбирать и обязательно будут эту игру сопровождать пояснениями. Время от года до трех предопределит, насколько страстно человек будет и дальше стремиться к познанию всего нового, а если шире – предопределит его интеллектуальное развитие.