Как говорить с ребёнком, чтобы он тебя услышал?
Отвечает Светлана Киселёва, воспитатель детского сада, г. Петропавловск-Камчатский.
Чтобы ребёнок услышал взрослого, не надо говорить с ним сверху вниз, нужно присесть на один уровень и посмотреть в глаза. У него не должно создаться впечатления, что взрослым можно о чём-то не рассказывать, потому что это им неинтересно.
Малыши - самые умные и искренние люди! Постоянно заставляют думать, задают такие вопросы, на которые не сразу найдёшь ответ. Зачем человеку слёзы и отчего он плачет? Почему кровь красная? Почему у мёртвой мухи лапки поджаты? Уходить от вопросов нельзя! Даже если не знаешь ответ, можно найти его вместе с ребёнком. Наша задача - сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно решил проблему. Пока живая жажда познания у детей не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать!
Запреты должны быть обоснованы: если что-то нельзя - обязательно объяснить, почему, чтобы формировалась логика. И помнить, что ребёнок - отдельная личность. Даже у малыша может и должно быть своё мнение и своё решение, а задача взрослых - не навязывать, а объяснять, предлагать модель поведения. Например, часто яблоко раздора - «моя игрушка». Проговариваем одну из считалочек, на ком она окончилась, тот и забирает игрушку. Дети перенимают от воспитателя и такой принцип: отбирать не нужно, нужно попросить!
У малышей в течение дня по несколько переходов от радости к горю. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы - то глобальные! Для нас - мелочь, ерунда. А для них - катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы деталь отломилась. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом договорились, что папа приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!
А ещё никогда нельзя говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь». Ребёнок должен знать, что он может всё! И ещё одно очень важно: наблюдайте за тем, что у малыша получается лучше всего, и постарайтесь это развить.