Об этом – наш сегодняшний разговор с доктором с.-х. наук, профессором, основателем селекционно-семеноводческой компании «Гавриш» С. Ф. Гавришем.
Сергей Федорович Гавриш
Известный ученый-селекционер, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член ученых советов РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева и ВНИИССОК, основатель и глава селекционно-семеноводческой фирмы «Гавриш».
Автор более 500 сортов и гибридов овощных культур. Главная и любимая культура – томат, с ним Сергей Федорович работает вот уже 38 лет. Вывел популярные у дачников сорта и гибриды томата: Верлиока, Верлиока плюс, Мастер, Леопольд, Интуиция, Евпатор.
1 ноября Сергей Федорович отметил свое 60-летие. «АиФ. На даче» поздравляет юбиляра и желает ему здоровья и новых достижений!
«AиФ»: - Сергей Федорович, вы создали собственную селекционно-семеноводческую фирму в 1993 году. Это был очень смелый шаг в то время: экономика рушилась, причем судьба сельского хозяйства рисовалась в особенно мрачных красках…
Сергей Гавриш: – Я просто к тому времени не умел делать ничего другого, однако без малого 15 лет занимался селекцией томата и накопил немалый опыт. В начале девяностых науку в вузах перестали финансировать, и нам с коллегами волей-неволей пришлось искать новые точки приложения своих сил, знаний и опыта. И они нашлись: несмотря на тогдашние колоссальные проблемы в системе сельского хозяйства, тепличные комбинаты уцелели – оставалось около 2000 га в России и около 1000 га в странах СНГ. То есть имелось производство, заинтересованное в новых сортах и гибридах томата.
Гибриды – зеленая революция
«AиФ»: - Как раз в девяностые годы наши огородники открыли для себя иностранные гибриды овощей. В страну хлынул поток импортных семян и они заметно потеснили в продажах отечественные. А кто выигрывает сейчас?
С. Г.: – Никто из производителей не выбирает гибриды по национальному признаку – берут то, что более урожайно, устойчиво и востребовано рынком. И сейчас по многим культурам превалируют зарубежные гибриды. Однако по огурцу первенство держим мы: 70–80% гибридов – отечественные. Томатов – 20–30%, но гибриды сладкого перца, баклажана, особенно лука почти все голландские – у нас по этим культурам преобладают сорта.
«AиФ»: - А почему вы считаете, что лучше было бы полностью перейти с сортов на гибриды?
С. Г.: – Гибриды устойчивее к заболеваниям, пластичнее, урожайнее, они более скороспелые. Сама технология получения гибрида позволяет довольно быстро создавать образцы с сочетаниями многих нужных признаков – например, с устойчивостью сразу к нескольким болезням. Сорт с такими же качествами создается в несколько раз дольше, а в наши дни очень важно реагировать на требования времени как можно оперативнее. Ведь стандарты меняются на глазах: если 30 лет назад гибрид томата, способный давать урожай 15–20 кг с 1 м2, считался отличным, то сейчас образец с такими показателями уже никому не нужен – мы получаем на наших гибридах 54–60 кг помидоров с 1 м2, и это не предел!
«AиФ»: - Но ведь семена гибридов стоят дороже и покупать их нужно ежегодно. Иногда люди просто стараются избежать дополнительных затрат.
С. Г.: – У современных гибридов урожайность в 2–4 раза выше, чем у сортов. Если посчитать дополнительные расходы на семена (а они редко превышают 1% от стоимости получаемой продукции) и выигрыш в продукции – сомнений не останется. Дачники тратят средства, силы, огромное количество времени на выращивание, и они вправе ожидать максимальной отдачи. Так что большинство уже сейчас выбирают гибриды.
Томат: проблемы и перспективы
«AиФ»: - Сергей Федорович, томат – ваша любимая культура. Над какими ее качествами работаете сейчас?
С. Г.: – Наша последняя разработка – розовоплодные томаты. У них много плюсов: они вкусные, сочные, но есть и минусы – растрескиваются, слишком нежные. Нужны розовоплодные томаты, которые бы не трескались и сохраняли вкусовые качества, причем крупные – не меньше 250–300 г. Желательно разных оттенков – от нежно-розовых до малиновых. Нужны индетерминантные гибриды для теплиц и детерминантные – для открытого грунта.
А еще мне надоели круглые томаты, я работаю над яйцевидными – на них есть спрос и у производственников, и у любителей. Те, что есть сейчас, например наш гибрид F1 Лезгинка, некрупные, а я хочу яйцо 180–200 г, яркого цвета – розового, оранжевого, красного, чтобы оно было и вкусное, и необычное по виду.
Еще одно направление – биф-томаты, мясистые, крупные. Обычно у представителей этой группы первые плоды большие, последние мелкие. А мы хотим, чтобы биф-томат давал одинаково крупные плоды с начала до конца плодоношения. Еще мне не нравится уплощенная форма этих томатов – надо, чтобы плоды были круглые, как бильярдный шар, только весом 300–350 г. И мы это сделаем. Впрочем, если вы зададите мне этот же вопрос через 2–3 года, я отвечу что-то совсем другое – ведь когда достигается одна цель, появляется следующая.
«AиФ»: - Почему же сразу нельзя создать сорт (гибрид), который объединял бы в себе достоинства и был свободен от недостатков?
С. Г.: – А почему вы не ходите в одном и том же костюме всю жизнь? Потому что либо вы из него выросли, либо хотите идти в ногу с модой, а может быть, у вас возникли новые потребности. К тому же люди разные, и каждому хочется того, что нравится и подходит лично ему – скучно довольствоваться каким-то усредненным вариантом одинакового цвета, формы и вкуса. У человека должен быть выбор – и если он хочет помидор кубической или банановой формы, кто-то должен ему такой помидор предложить. Ситуация, когда гибридов тысячи, мне не нравится, но и мало их тоже не должно быть. Вполне достаточно иметь сортимент в 2–3 сотни гибридов.
«AиФ»: - Но пока любители выбирают из тысяч. На что обращать внимание при выборе сортов или гибридов для себя? Есть ли ключевые моменты и слова? Или главное – картинки?
С. Г.: – У томатов все очень просто. Сначала решите, какой томат вам нужен: сильнорослый (индетерминантный) или слаборослый (детерминантный). Учтите, что первые будут созревать позже вторых. Затем подбираете по массе плода, в зависимости от того, какая предпочтительнее. Попутно имейте в виду, что крупноплодные томаты созревают позднее мелкоплодных. Прочитайте про сам плод, посмотрите на картинку. Обратите внимание на отсутствие темно-зеленого пятна вокруг плодоножки – в наше время сорта с такими пятнами уходят в прошлое, уже есть большой выбор образцов без этих нежелательных признаков.
Овощи как часть жизни
«AиФ»: - Сергей Федорович, а если вы сами приходите в магазин как покупатель, такое ведь иногда случается, не правда ли? Как выбираете помидоры для собственного стола?
С. Г.: – У меня свои приоритеты. Я больше люблю розовоплодные помидоры. Учитываю много всяких нюансов. Никогда не беру помидоры с «пипочкой» («носиком»), это говорит о том, что они были обработаны росторегулирующими веществами, от которых форма плода меняется таким образом. Я никогда не куплю «дубовые», твердые плоды, потому что в 100% случаев они оказываются невкусными. Не люблю оранжевые – те, которые сняли зелеными – выбираю только хорошо вызревшие. Еще плоды обязательно нюхаю, потому что, когда помидоры долго лежат в таре, они приобретают запах этой тары, а они должны пахнуть томатом!
«AиФ»: - Вы все овощи для себя покупаете или что-то выращиваете сами?
С. Г.: – У меня дом за городом, участок и огород. Поскольку много работаю и часто езжу в командировки, пришлось отказаться от выращивания технологически тяжелых культур: томатов и перцев. Зато у меня всегда растут огурцы и кабачки, редис, лучок, зелень. Как без зелени? К завтраку и к ужину у нас всегда свежие овощи, свои, не из магазина.
«AиФ»: - Но почему бы и не из магазина?
С. Г.: – Я знаю, что выращиваю свои овощи без пестицидов и избыточных доз удобрений – и спокоен. Мне это удобно, в магазин бегать гораздо хлопотнее. Кроме того, у нас часто гостят внучки, их нужно приобщать к садоводству, чтобы не отрывались от земли слишком далеко.
«AиФ»: - Представьте, что вам предстоит переселиться на необитаемый остров, а с собой можно взять только набор из семян пяти культур. Что захватите с собой?
С. Г.: – Огурец, морковь, капусту, лук и кабачок. Русский человек вряд ли проживет без всего этого.
«AиФ»: - Неужели семена томата не возьмете?
С. Г.: – Из принципа придется захватить как объект интродукции.