aif.ru counter

«Призрак Оперы»: премьера десятилетия на московской сцене

АиФ.ru рассказывает о российской версии мюзикла «Призрак оперы», премьера которой состоялась в Москве.

Иван Ожогин (Призрак) и Тамара Котова (Кристин Даэ)
Иван Ожогин (Призрак) и Тамара Котова (Кристин Даэ) © / пресс-служба Stage Entertainment Russia

В Москве прошла премьера «Призрака оперы» — мюзикл британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера добрался до российской столицы спустя почти 30 лет после премьеры постановки в лондонском Уэст Энде и на Бродвее. Постановку на сцене МДМ посмотрели московские и зарубежные зрители, в том числе авторы либретто Чарльз Харт и Ричард Стилгоу, которому буквально на днях был пожалован рыцарский титул, а также режиссёр-постановщик Артур Массел, хореограф Патрисия Мэррин и музыкальный руководитель спектакля Дэвид Кэддик. Со сцены к зрителям после спектакля обратилась внучка Гастона Леру, автора романа, по которому поставлен мюзикл. По словам Вероник Леру, её дедушка был бы очень горд и счастлив узнать, что «Призрак оперы» наконец поставлен и в России.

Сцена из мюзикла Призрак Оперы
Сцена из мюзикла «Призрак Оперы». Фото: пресс-служба Stage Entertainment Russia

Несмотря на то, что, без преувеличения, один из самых известных и титулованных музыкальных спектаклей в этом году отмечает 28-летие с момента первого показа в Великобритании, на московских афишах поставку называют «премьерой десятилетия». На красной дорожке в этот вечер собрались многочисленные российские звёзды: Александр Стриженов с семьёй, Филипп Киркоров, Михаил Швыдкой, Ирина Хакамада, Михаил Барщевский и многие другие. В фойе перед началом представления звучали лучшие избранные композиции Эндрю Ллойда Уэббера — в том числе и знаменитая ария Призрака и Кристин, давшая название всему мюзиклу и ставшая за эти годы своего рода его символом.

Мало какая история может похвастаться таким количеством не только сценических воплощений, но и кино-экранизаций. Долгое время её представляли исключительно в виде фильма ужасов о монстре, терроризирующем труппу парижского театра. Однако после премьеры мюзикла «Призрак оперы» превратился в драматическую историю, не лишённую, впрочем, мистической составляющей. Интерес для режиссёров представляет, безусловно, не только сюжет, но и место действия — история разворачивается на подмостках и за кулисами Парижской оперы. Следуя традиции, постановщики московского спектакля воссоздали на сцене МДМ декорации театра начала XX века — с тяжёлым бархатным красным занавесом, ложами с лепниной и, конечно, огромной люстрой, которая играет роль зловещего орудия мести разгневанного Призрака. По ходу действия пространство неоднократно преображалось: перед зрителями представали то репетиционная площадка, то кабинеты дирекции, то окутанное туманом кладбище или набережная Сены. Наиболее эффектным, по мнению московской публики, обсуждавшей постановку в антракте, оказалось оформление подземелья Призрака: пол уставлен мерцающими свечами, они отражаются от его глянцевой поверхности, как от воды, по которой с помощью скрытого от глаз механизма скользит лодка — на ней герой в маске увозит Кристин в свои владения. Таких простых по своей сути, но сложных технически и действенных на зрительском уровне эффектов в московском спектакле немало. Голос Призрака звучит из динамиков, стратегически расставленных по периметру — так, что кажется, будто обращается он не только к героям спектакля, но и к реальным зрителям в зале. Его фигура появляется в свете прожектора под самыми колосниками, а белая маска, закрывающая половину лица, буквально светится в темноте, что отчётливо видно даже на самом последнем ряду МДМ. И, наконец, люстра: 650-килограммовый осветительный прибор, точная копия люстры Парижской оперы, взмывает под потолок в начале представления, то и дело мигает, обозначая присутствие Призрака и нагоняя ужас не только на актёров на сцене, но и на публику.

Сцена маскарада из мюзикла Призрак Оперы в МДМ
Сцена маскарада из мюзикла «Призрак Оперы» в МДМ. Фото: пресс-служба Stage Entertainment Russia

А вот голоса звучат, в хорошем смысле этого слова, и впрямь оглушительно. От мюзикла, «низкого» жанра музыкального театра, обычно не ждут вокальных высот, однако в случае с «Призраком» со сцены звучат почти оперные арии в исполнении актеров Ивана Ожогина (Призрак), Тамары Котовой (Кристин Даэ), Евгения Зайцева (виконт Рауль де Шаньи) и примы Геликон Оперы Ирины Самойловой (Карлотта). Солисты блестяще справляются не только с сольными партиями, но и с дуэтами, а также с хоровыми номерами: мюзикл Ллойда Уэббера отличают именно массовые арии, в которых актёрам приходит «пропевать» и раскладывать на голоса сложнейшие диалоги и даже споры, построенные так, что одна реплика перекрывает другую, идёт как бы «внахлёст». Русский текст повторяет оригинальный английский без каких-либо смысловых потерь — за перевод отвечал бард Алексей Иващенко, автор либретто «Норд-Оста» и российской версии мюзикла «Русалочка».

Иван Ожогин (Призрак), Тамара Котова (Кристин Даэ) и Евгений Зайцев (виконт Рауль де Шаньи)
Иван Ожогин (Призрак), Тамара Котова (Кристин Даэ) и Евгений Зайцев (виконт Рауль де Шаньи). Фото: пресс-служба Stage Entertainment Russia

«Призрака Оперы» отличает от многих других мюзиклов наличие не только поющего, но и профессионально танцующего кордебалета — по сюжету в постановках парижского театра участвуют не только вокалисты, но и танцовщики, так что на сцене МДМ можно увилеть выступления профессиональных балетных артистов. Почти так же незаметно, как декорации, меняются и костюмы: актрисам приходится переодеваться как в платья начала прошлого века, так и в наряды других эпох — их герои репетируют оперы «Ганнибал» и «Дон Жуан». Мужины выходят на сцену в смокингах, а знаменитый плащ Призрака эффектно мелькает то тут, то там, в ложе, под колосниками, в одной из кулис или же в зеркале в его подземелье, в котором он исчезает в финале истории. Счастливом и одновременно трагическом: Кристин остаётся с возлюбленным Раулем (их, как можно узнать из оригинального романа, ждёт долгая жизнь вместе), а Призрак оставляет родной театр, более не пугая артистов. Всё, что напоминает теперь о нём, — белая полумаска, которая мерцает посреди сцены в свете единственного прожектора.

Иван Ожогин и Елена Бахтиярова в мюзикле Призрак Оперы в Москве
Иван Ожогин и Елена Бахтиярова в мюзикле «Призрак Оперы» в Москве. Фото: пресс-служба Stage Entertainment Russia

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отказаться от электронной трудовой книжки?
  2. Правда ли, что с 1 октября изменятся правила ухода в отпуск?
  3. Кто из заемщиков сможет получить 450 тысяч рублей на погашение ипотеки?


Самое интересное в регионах