«Призрак в Парижской опере действительно существовал. Он не был... ни иллюзией певцов, ни суеверием директоров или плодом фантазии разгорячённых умов танцовщиц... Хотя делал всё, чтобы его считали настоящим привидением...» — написал в предисловии к детективному роману «Призрак Оперы» его автор, парижский журналист Гастон Леру.
Скелет с кольцом
По сюжету романа в подземельях Парижской оперы живёт таинственный Призрак. Мистификатор, талантливый инженер, архитектор, музыкант и композитор Эрик (это имя носит Призрак в книге) уродлив от рождения. Родители его стыдятся, и он сбегает из дома. Объездив полмира, он возвращается в Париж, участвует в строительстве Гранд-опера, в подвалах которой и сооружает себе убежище. Влюбившись в одну из статисток, Кристин Даэ, он помогает ей раскрыть в себе талант оперной дивы и хитростью и угрозами добивается того, что она солирует во всех постановках. Призрак, которого Кристин считает своим Ангелом Музыки, требует от неё взаимности, но девушка влюблена в друга детства, молодого виконта Рауля. Разыгрываются драматические события: Кристин разрывается между Призраком и Раулем, в Опере случается череда таинственных событий...
Версии того, как было на самом деле, расходятся. Эксперт и историк Рита Деклеор, которая провела по тайным закоулкам Оперы Дмитрия Ермака и Елену Бахтиярову, исполнителей ролей Призрака и Кристин в российской постановке мюзикла, рассказала такую историю. В начале ХХ в. в подвалах Оперы обнаружили замурованную изнутри комнату, а в ней — скелет с асимметричным черепом. Директор Оперы попросил друга, журналиста Гастона Леру, преподнести эту историю так, чтобы находка не оттолкнула зрителей. Изучив архивы, Леру узнал, что один из строителей Оперы остался жить в её подземельях и влюбился в одну из хористок. Когда девушка отказала ему, он замуровал себя в подземной каморке. Эта история вдохновила Леру написать роман.
«Есть и другая версия, — рассказала правнучка автора "Призрака Оперы" Вероник Леру, владелица ресторанчика на Монмартре под названием "Погребок Гастона Леру", где она приняла гостей из далёкой России. — Однажды в Опере случился пожар, один из музыкантов получил ожоги лица. Его красавица-жена от него после этого ушла, он поселился в подвалах Оперы и стал прототипом Призрака. Возможно, мой прапрадед был на том пожаре, а потом узнал о судьбе музыканта и написал роман».
Ложа № 5
Реально существует и то подземное озеро, по которому Призрак увозит Кристин в своё логово. В конце ХIХ в. архитектор Гарнье затопил фундамент Оперы, чтобы массивное здание... прочно стояло на подвижной почве. Ещё один факт связан с люстрой в зрительном зале, которая в конце 1-го акта мюзикла будет падать, пролетая над публикой со скоростью 2,5 м/с. В 1896 г. во время вечернего спектакля в Опере сорвался один из противовесов люстры, раздавив несколько кресел на балконе 4-го яруса. Леру взял эту историю за основу одной из ключевых сцен романа.
Но самое главное — Елена и Дмитрий попали в ложу № 5, ложу Призрака. Вдохновлённые атмосферой Оперы, артисты исполнили отрывок из знаменитого дуэта Призрака и Кристин. Туристы, бывшие на экскурсии в зале, замерли от восхищения, а потом аплодировали им. Потому что их голоса звучали так же волшебно, как и сам сюжет легендарного мюзикла.