7326

«Лебединое озеро» Раду Поклитару: крылья, чулки и фантомные боли

«Киев Модерн-балет». Репетиция.
«Киев Модерн-балет». Репетиция. wikipedia.org

С гастролями до Москвы добрался «Киев Модерн-балет» — в связи с известными политическими событиями до последнего момента не было уверенности, что украинская труппа под руководством хореографа Раду Поклитару выступит в российской столице. На сцене РАМТа, в рамках «Летних балетных сезонов», театр представил современную версию «Лебединого озера», двухактного балета, где под музыку Чайковского разворачивается трагическая история о бессмысленности борьбы в целом и с самим собой в частности.

 

Оставив прежних героев, Поклитару изменил сюжет: лебеденок похищен из стаи и превращен злым гением Ротбартом (Дмитрий Кондратюк), этаким доктором Менгеле, в прекрасного юношу Зигфрида (Алексей Бусько). Теперь он живет в черном-черном замке среди свиты придворных и шутов, казалось бы, забыв о своем прошлом. Разве что в ночных сновидениях ему видится, что вместо рук у него отчего-то крылья, что вокруг него проплывают птицы с белыми перьями, а самая прекрасная из них — Одетта (Элина Винникова) — танцует с ним на берегу озера. В реальности же Зигфрид просыпается в постели с готической королевной Одилией (Анна Терус) и, достигнув призывного возраста, наряжается в форму, берет ружье и отправляется на поле сражения — армия Ротбарта ведет войну-охоту на лебедей.

Далекая от классической сказка-притча Поликтару ближе всего, по крайней мере визуально, к «Лебединому озеру» британца Мэттью Боурна с его мужским кордебалетом в юбках из перьев. В версии украинской труппы стая смешанная — есть и танцовщики, и танцовщицы — с оперением на руках. Белоснежные крылья шуршат при каждом взмахе, кажется, эти лебеди и правда вот-вот взлетят. У Зигфрида крыльев нет, но его все чаще и чаще мучают фантомные боли, а рука то и дело не слушается, двигается словно птичье крыло, утягивая героя в лесную чащу, где на берегу волшебного озера обитают белоснежные лебеди — с ними он тоже почти взлетает, подхваченный новыми друзьями. Спектакль Поликтару почти целиком проходит в полете — сложные поддержки и пластические, а то и гимнастические этюды со стойками на руках и головах.

Раду Поклитару Фото: wikipedia.org

Оддету и Одилию, вопреки сложившейся традиции постановок «Лебединого озера», здесь танцуют две балерины. Первая порхает в белоснежном парике с короной, вторая — в черно-красном наряде и кружевных чулках — фетишистский элемент костюма делает ее похожей то ли на роковую испанку Кармен, то ли на «готессу». Цветовая гамма наряда Одилии под стать декорациям замка Ротбарта, где на темном заднике зловеще светится «кровавая» неоновая вывеска, на которой в первом отделении, словно знак Бэтмена, виднеется силуэт лебедя, а во втором — символизирующий смерть и разрушение скелет. Зигфрид, одетый как и полагается, в темный, стилизованный под военную форму, костюм, с первой минуты чувствует себя чужим на вечном празднике во дворце с застольями и театральными представлениями, отходит в угол сцены и затыкает уши. Ротбарт с Одилией то и дело увлекают его в в па-де-дё и па-де-труа, из которых он рвется на волю, как из клетки — сам до конца не понимая, что так гнетет его в доме, где он, как ему помнится, вырос. Зато те же па в дуэте с Одеттой или в окружении лебединого кордебалета исполнены радости, а сцепленные руки танцовщиков из клетки становятся трамплином, с которого можно взлететь даже без крыльев.

Сам хореограф говорит о том, что его «Лебединое озеро» — не сказка о принце, полюбившем заколдованную девушку, а притча о невозможности жить вопреки своей природе. Рожденный лебедем не сможет ползать, а отсутствие крыльев не помешает взлететь, даже если этот полет будет первым и последним. Милитаристская тематика здесь тоже, конечно, притчевая: армия Ротбарда с ружьями наперевес, отстреливающая беззащитных лебедей и надевающая их крылья как трофеи, символизирует всю бессмысленность и жестокость любой войны — для военного похода в спектакле нет причины, кроме разве что очередного повода для шумного праздника. Ассоциации с происходящим в эти дни на Украине неизбежны, хотя и не задуманы — поставлен спектакль еще до начала каких-либо волнений. И, может, нет в этом и ничего плохого, учитывая, что война у Поликтару — однозначное и четкое обозначение зла, независимо от того, на чьей ты стороне. Примеряя форму и беря в руки оружие, Зигфрид до последнего пытается принять чужое тело, не понимая почему оно так тесно ему — и эта борьба также бессмысленна и также жестока, как война людей с лебедями.

 

Несмотря на трагизм и финал, пусть и отличный от классического, но все же неизбежно печальный, спектакль Поликтару полон пародийной, карнавальной иронии, подсказанной и музыкой Чайковского, и самой традицией постановок «Лебединого озера». Например, «Танец маленьких лебедей» в конце первого акта, где вместо классической четверки балерин в пачках на сцену «выпархивают» трое в перьях и облегающих блестящих костюмах-боди, комично, по-птичьи двигаясь из одного угла сцены в другой, и тут же выполняя высокие балетные прыжки. Да и пачек у них не то, чтобы совсем нет — сложенные на поясе руки-крылья, оказывается, легко превращаются в юбку.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах