Худрук Гильдии артистов циркового искусства Борис Майхровский сообщил, что в гильдию поступают жалобы на руководство Росгосцирка. «По роду деятельности нашей организации мы обязаны отстаивать права наших артистов, в том числе перед руководством. И существует масса доказательств, что эти права нарушаются. Мы постоянно сталкиваемся с массой обращений. Запросы в Росгосцирк ни к чему не привели», — заявил Майхровский.
Про артистов...
Вместе с Мстиславом Запашным уволились артисты его коллектива. А затем за Запашным и Нестеровым представители династии Тимченко — дрессировщики морских львов. В качестве основной причины ухода артисты назвали то, что Росгосцирк не финансирует корма их животным. Ушли и дрессировщики Наталья Майхровская и Салих Гаязов — также представители известной цирковой династии — уволились из Росгосцирка, так как руководство компании не отпустило их на гастроли в Китай, запросив неадекватно высокую цену за их выступления. «Мы хотели, чтобы зрители видели достойные программы, поэтому мы сами шили себе костюмы, кормили животных. Мы помогали государству в сложные времена, но это никому не нужно», — рассказала Майхровская.
«Я уверен, что сегодня в Росгосцирке наступил кризис, прежде всего творческий, потому что увольнение ведущих династийных артистов российского цирка, некоторые из которых отдали по 30 лет этой компании, это большая трагедия для будущего Росгосцирка. У компании нет возможности даже в ближайшие пару лет создать новые аттракционы с носорогом, с белыми тиграми, с морскими животными. Этого скандала могло и не быть, если бы руководство общалось с недовольными артистами. За счёт минусов Росгосцирка у меня появляются сплошные плюсы. Например, бесплатно отдали носорога, подарили поездку в Монте-Карло и контракты в Японии и Европе. Но мне неприятно наживаться на чьём-то несчастье», — говорит директор Большого московского цирка, народный артист РФ, дрессировщик Эдгард Запашный.
...цирки...
В рамках оптимизации же появилась идея отменить финансовую поддержку, которую до того оказывали стационарным циркам в российских регионах.
Существующий с 1919 года Росгосцирк сегодня объединяет 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито и 8 передвижных зооцирков. В цирковом конвейере компании работает около 3 тысяч человек. В цирковых программах и зооцирках выступает более 1,8 тысяч животных 87 видов. При этом работающими самостоятельно, вне системы, остались только три цирка страны: Казанский цирк, Цирк на Цветном бульваре и Большой московский цирк. Еще недавно независимым был и Санкт-Петербургский цирк, но сейчас идет процесс его присоединения к Росгосцирку. Несмотря, кстати, на активное противодействие его труппы. Сегодня, накануне открытия здания обновленного Санкт-Петербургского цирка, его труппа обратилась в правительство страны. Клоуны, дрессировщики и акробаты не хотят передачи учреждения в ведение Росгосцирка.
Возвращаясь к сути вопроса, если вся эта махина Росгосцирка развалится от плохого управления, один из ведущих для нашей страны видов искусства просто погибнет. Потому что без господдержки, как поясняют специалисты, едва-едва свести с концами смогут разве что те стационарные цирки, которые располагаются в городах-миллионниках. Остальные же без нормального и эффективного управления закроются. Получается, что не смогли сделать в лихие 90-ые (тогда многие здания цирков приватизировали, а затем в них открыли рынки, магазины и даже казино), довершат сейчас.
«Следует относиться к цирку как к искусству. Росгосцирк ушел от ответственности за постановку номера. Каждый месяц мы отчисляем в компанию колоссальные сумы. Но он ничего не решает. Понятно, что госцирку без финансовой поддержки не выжить. Цирковая система — зеркало финансового состояния страны. Сейчас посещаемость упала на 30%. Но тигры не стали есть меньше на 30%! Аренду помещений, ремонт и «коммуналку» должно оплачивать государство. На остальное уж сами заработают!» — восклицает худрук цирка в Екатеринбурге Анатолий Марчевский.
...и публику
А пока в цирковых рядах — разброд и шатание. В конфликт между администрацией и уволившимися артистами счел нужным вмешаться знаменитый иллюзионист Эмиль Кио. Письмо с изложением своей точки зрения на ситуацию он направил непосредственно министру культуры. Просит Кио у Владимира Мединского ни много ни мало — уволить директора Большого московского государственного цирка Эдгарда Запашного. За то, что тот поддержал уволившихся.
Свою ложку дегтя влил и бывший солнечный клоун Олег Попов. Он многие годы проживает в Германии, где нашел свою любовь, с которой иногда и выступает с номерами. Но тоже не преминул написать письмо в защиту главы Росгосцирка... президенту Путину. Настоятельно попросив того поддержать Гаглоева в его реформах.
Никто не спорит, и Кио, и Попов для циркового искусства люди заслуженные и авторитетные. Вот только в системе Росгосцирка они не состоят, а значит, и разобраться в хитросплетениях современных бизнес-потоков шоу вряд ли могут.
Самое разумное сейчас — прекратить писать письма, скандалить, ругаться, судиться, обвинять друг друга во всех смертных грехах и попытаться договориться. И шансы на это есть. Вадим Гаглоев недавно честно признал, что должность гендиректора занимает недавно и знает не все. Так что «династии» могли бы ему подсказать что-то, а не хлопать дверью. С этим согласен и «непримиримый» Эдгард Запашный: «Первое, что нужно сделать — взглянуть в глаза друг другу. Я на протяжении года говорил руководству цирка, что нужно чаще проводить встречи и вести с артистами диалог».