Услышав версию своей песни в исполнении хора Минина, Стинг выразил желание познакомиться с его руководителем, который уже около 40 лет руководит этим уникальным коллективом
Подарок Стингу
- Владимир Николаевич, с чего вдруг ваш хор решил записать песню Стинга?
- Надо было сделать музыкальный подарок к его первому приезду в Москву. Эта песня понравилась мне даже не мелодикой, а тем, как певец размышляет вслух. Есть и другие похожие задумки.
- Что труднее спеть - старую классику или современную премьеру?
- Конечно современную премьеру! Композитор доверил, и ты принимаешь на себя груз ответственности за судьбу нового сочинения.
- А к какой самой старой музыке довелось прикоснуться вашему хору?
- Это древнерусский одноголосый знаменный распев. Воспроизвести его сегодня - огромная трудность. Можно только о чём-то догадываться, опираясь на памятники древней письменности, где давалась эстетическая оценка пению дьяков того времени.
- Но что современного вы слышите в этих музейных «экспонатах»?
- «Экспонатах»?! Распевы я всегда воспринимал как размышления о внутренней жизни.
Нет, это не мумия, это живое!
- Как в начале 70-х вашему хору позволили исполнять запрещённую церковную музыку?
- Наверное, позволили потому, что власть относилась к хору довольно пренебрежительно. Я ни у кого не спрашивал разрешения. Ставил эти произведения в программу - и мы пели!
Западная мода
- Что происходит с хоровой музыкой сегодня? Вроде бы композиторов много, а петь нечего.
- Если говорить о песенном жанре, то в России подражание западной моде всегда приобретало особенно чудовищный характер. Именно поэтому у нас так расцвела попсятина. У академических жанров - своя трагедия. Когда рухнул железный занавес, нам стали предлагать «объедки» с западного стола, и тоже началось подражание.
- Что будет с нашей хоровой культурой в будущем?
- Что будет с нашей культурой вообще - сказать сегодня не может никто. Многое зависит от позиции государства и его руководства. К сожалению, руководителей государства сегодня можно редко встретить на концертах в консерватории «не по протоколу».
- Недавно ваш хор талантливо спел произведение Гии Канчели «Dixi». Как вы познакомились? Ведь он давно живёт за границей.
- За столом в гостях. Слово за слово - выяснилось, что наши вкусы совпадают. И «Dixi» - уже четвёртое сочинение, которое он нам доверяет.
- Только что вышла ваша книга «Соло для дирижёра»...
- Для меня «перо» тяжелее топора. В юности я вёл дневник, но он был быстро заброшен. Поэтому это мои размышения за последние годы.
- Владимир Николаевич, почему у нас утеряна хоровая традиция? Во всех странах Европы она очень сильна.
- Потому что человек там работает учителем, парикмахером - а вечером идёт петь в хор! Объединение нации начинается с совместного пения.
«Сидим мы как-то со Свиридовым...»
- Ваш хор участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере, где исполнял Государственный гимн России. Как вам кажется, у нас когда-нибудь запоёт гимн весь народ?
- Не знаю. Но на наших спортсменов бывает стыдно смотреть, когда они не поют, а мычат во время исполнения гимна.
- У вас красивый голос. Вы сами поёте?
- Пою, во-первых, когда показываю. Во-вторых, когда бывает с кем спеть. Однажды со Свиридовым сидим, сумерничаем и поём «Летят утки...»!
- За бутылкой?
- За роялем, здесь гастрономические ассоциации неуместны.