В начале 2020 года человечество столкнулось сразу с несколькими угрозами. Возможное столкновение между США и Ираном на Ближнем Востоке, который и без того охвачен войной, кризис Евросоюза, из которого выходит Великобритания. А в конце января список пополнил новый коронавирус 2019-nCoV, от которого люди начали массово болеть пневмонией и умирать. Вирус был обнаружен в китайском городе Ухань, но, несмотря на принятые властями КНР меры, быстро вышел за его пределы. На начало февраля зарегистрировано более десяти тысяч случаев заболевания, вызванного этим вирусом, причем не только в Китае, но и ещё в двадцати с лишним странах. Умерло более двухсот человек. Правда, примерно столько же смогли справиться с болезнью и выздороветь. Но ученые и врачи по всему миру бьют тревогу, власти закрывают транспортное сообщение с Китаем и эвакуируют своих граждан, а Всемирная организация здравоохранения назвала эту вспышку заболеваний чрезвычайной ситуацией мирового значения.
Писатели-фантасты уже рассматривали подобный вариант развития человеческого общества. У Стивена Кинга в «Противостоянии» неизвестный вирус убивает вообще все человечество — кроме нескольких тысяч «счастливчиков», которым предстоит сражаться на стороне Добра или Зла в подобии Армагеддона. Кинг, впрочем, не исследовал причины пандемии, не указывал, откуда она взялась и лишь предполагал, что она могла быть рукотворной. В книге российского писателя-фантаста, создателя «Тайного города» Вадима Панова «Аркада. Эпизод первый. kamataYan» (вышла в издательстве «Эксмо» в 2019-м, недавно был издан второй том — «Аркада. Эпизод второй. suMpa») эпидемия как раз рукотворная: после атаки террористов властям приходится принимать серьезные карантинные меры, чтобы не допустить распространения болезни, но всё равно потери человечества оказываются огромными. Правда, у Панова действие происходит в 2029-м, в книге есть массовая виртуальная реальность и полный контроль над населением, а эпидемия там начинается не в Китае, а в ЮАР, но некоторые детали (например, не допущенный в порт круизный корабль с заболевшими пассажирами) перекликаются с теми событиями, которые происходят прямо сейчас. АиФ.ru поговорил с писателем о предсказаниях фантастов, о том, найдется ли человек, который возьмет на себя ответственность за жизнь многих миллионов людей, и о том, как предотвратить подобное преступление.
Игорь Карев, АиФ.ru: Вирус из Китая появился словно из ниоткуда — вчера еще его не было, а сегодня о нем пишут все газеты мира. Писатели, как правило, не могут себе такое позволить — в своих книгах им приходится рассказывать всю предысторию. Что предшествовало эпидемии в вашей «Аркаде»?
Вадим Панов: Если честно, вирус в книге не главное. Я писал про то, что может случиться с человечеством в недалеком будущем, если встанет проблема перенаселения, с которой люди не смогут справиться. В моем варианте с проблемой не справились: людей очень много, они просто проедают ресурсы, которые не успевают восстановиться. И мои герои увидели два способа решения проблемы: ничего не делать, и тогда через какое-то время начнутся голодные бунты и война всех против всех за еду и воду, или, если говорить дипломатично, уменьшить число потребителей ресурсов. Вот тогда-то и появилась людоедская идея — устроить пандемию.
— То есть вирус всё же распространяется не по вашему сценарию?
— Да, будем надеяться, что дело не дойдет до масштабов придуманного мною вируса «kamatayan». А о полном сходстве можно было бы говорить лишь в том случае, если бы сразу назвали злодея или злодеев и начали бы борьбу с ними. Если бы эта борьба вышла на первый план и затмила бы борьбу с эпидемией. Это и есть холодная, расчетливая тактика людей, которые решили, что человечество слишком сильно размножилось. Но такого не происходит, а коронавирус, который идет из Китая, довольно медленный, и когда врачи обещают за два месяца разработать вакцину, сроки никого не пугают.
— Но есть и худший сценарий?
— Разумеется. Представьте, что всё будет происходить очень быстро. Три дня на инкубационный период, два дня на болезнь, после которой неизбежно наступает смерть. Врачи не успеют ничего сделать. Они ничего не сделают и в том случае, если очагов заболевания будет много. В Китае сейчас локализовали один город — Ухань. А если бы китайским властям нужно было обеспечить карантин на всем своем Восточном побережье? Это невозможно.
— Многие писатели-фантасты описывали нечто подобное…
— Да, подобных историй в фантастике много, но обычно главный герой таких книг — простой человек, который сталкивается с последствиями случившегося и пытается выжить. Читатель, конечно, ассоциирует себя с этим персонажем — ведь большинство из нас, и я в том числе, скорее всего, окажется на его месте. Но я не хотел в очередной раз рассказывать про это и сделал главными героями тех, кто организовал пандемию. Мне было интересно, кто отдал приказ, кем были те, кто его выполнил и обрек на смерть миллионы и миллиарды людей. С моей точки зрения, любой человек, решившийся на такое преступление, должен в какой-то момент задуматься, что именно он делает.
— Такие люди живут среди нас?
— Ну а почему нет? Не так давно была совершенно безумная война, во время которой цивилизованные — в кавычках — народы творили такие вещи, что до сих пор волосы дыбом встают. Кто-то принял решение сбросить атомные бомбы на Японию, бомбить Минск и Дрезден. А кто-то посчитал нужным устроить блокаду Ленинграда и морить три миллиона человек голодом. Можно предположить, что их последователи есть и сейчас. Людям, конечно, хочется быть хорошими, но не у всех получается. И те, у кого не получается, думают не в рамках привычной морали. У них в голове сплошная математика: есть икс людей и игрек ресурсов. Игрек уменьшается быстрее, чем икс, и нужно сбалансировать это уравнение, чтобы цивилизация на планете продолжала существовать. Людоедская математика? Да, разумеется. Но они иначе не умеют.
— Отсюда корни у фантастики катастроф? Постапокалипсис, нашествие зомби, всемирная катастрофа? Куда делась добрая и светлая фантастика середины XX века?
— Понимаете, самая оптимистическая фантастика появилась после Второй мировой войны — причем и у нас, и на Западе. Люди, которые прошли через эту грандиозную мясорубку, не верили, что у кого-то хватит скотства повторить её, и они описывали нормальное будущее. Конечно, Иван Ефремов описывал это будущее по-своему, а Клиффорд Саймак — по-своему. Но в их книгах был одинаковый положительный заряд, и они писали не фантазию, а прогноз будущего. Они серьёзно думали, что будут колонизировать в первую очередь Венеру или Марс. Это было принципиально другое общество, не имеющее никакого отношения к обществу нынешнему. Например, в западной фантастике обычно речь шла о периоде первоначального накопления капитала, когда любой человек мог придумать что-либо, например, пишущую машинку, и стать миллионером.
— То есть время активного использования социальных лифтов?
— Да, успеха через использование своей головы, своих способностей. Это было прошлое, конец XIX века или начало XX века, и из этого прошлого фантасты перебрасывали мостик в будущее. А потом в их книгах, как и в жизни, появились злые корпорации, капитализм стал другим — и фантастика стала другой. Такое развитие общества нормально, но в итоге технический прогресс замедлился, и сейчас мы пользуемся наработками середины XX века.
— По технике — возможно, но генетика и биология точно развиваются…
— Да, это так. Но это жизненно необходимое развитие. Исследования в генетике, химии или биологии позволяют многим людям нормально питаться. Правда, изучая генетику, мы также изучаем и боевые вирусы, которые, к примеру, можно запрограммировать на цвет глаз или волос. Вспомните: большинство открытий были сделаны сначала для применения в армии и лишь потом переданы гражданским. И мне кажется, военные заинтересованы в работах по исследованию генетического кода и финансируют их.
— Но масштабных эпидемий не было с 1920-х, когда испанка совпала с войной и переделом Европы. Стоит ли верить в подобные заговоры?
— В какой-то момент большой проблемой был СПИД, но он передается очень специфическим путем, и его смогли приостановить — оказалось, достаточно приучить людей к простейшей гигиене и рассказать им об элементарных способах предохранения. То же самое и с лихорадкой Эбола. С другой стороны, каждый год в мире полмиллиона человек умирают от привычного гриппа. Но вы правы — больших эпидемий не было, в том числе и потому, что не было ничего такого, что легко передается от человека к человеку и быстро убивает. Но, надеюсь, природа подобного придумать не сможет, и если такая болезнь появится, то она наверняка будет искусственного происхождения. Но если выяснится, что вирус был разработан, могут вмешаться те люди, которые принимают решение, например, о запуске ядерного оружия.
— Почему же тогда появляются теории искусственного происхождения китайского коронавируса?
— В случае с коронавирусом из Китая мы находимся в информационном вакууме, и это множит конспирологические теории. Появляются предположения, что его разработали в военной лаборатории — или не в военной, но тоже лаборатории. Или кто-то добрый в рамках торговой войны немного подгадил партнерам по переговорам, чтобы те были посговорчивее. Кстати, отсутствие информации о тех, кто несет ответственность за распространение вируса, — основное отличие ситуации в Китае от того, что происходит в моей книге.
— Конечно, не хочется верить в подобное, как и в то, что некоторые люди уже разрабатывают подобное оружие. Как думаете, если вирусы у военных есть, почему они их до сих пор ни разу не применили?
— Любой вирус, выпущенный на свободу, начинает мутировать, и приготовленная разработчиками вакцина вскоре перестанет работать. А оружие, от которого нельзя защититься (как в рассказе Шекли), никому не нужно. Именно поэтому мы до сих пор не живем на радиоактивном шарике: все понимают, что в случае запуска одной ракеты начнется такое, что достанется всем. Думаю, отсутствие гарантированной защиты сдерживает не только ядерный конфликт, но и атаку с помощью боевых вирусов.
— А есть какие-то способы предотвращения подобного? Как заставить потенциальных злодеев отказаться от своих планов?
— Злодеи были, есть и будут, отменить их существование нельзя, а они способны на всё. А способ удержать их от необдуманных поступков есть, и он давно применяется, с начала атомной эры. Злодей должен знать, что ему придется ответить за свое решение, расплатиться по полной программе: например, получив себе то, что он готовил другим. В «Аркаде» я использовал этот рецепт наказания зла. Возможно, когда-нибудь появится человек новой формации, с новой моралью, который в первую очередь был бы человеком, а не зверем. Но пока таких людей нет, удержать злодеев от глобального зла может только приставленный к голове пистолет.