aif.ru counter
10829

Танец с секундомером. Врачи требовали, чтобы Махмуд Эсамбаев забыл о сцене

«У меня два крыла – Чечня и Россия», – не раз говорил про себя Махмуд Эсамбаев. Он родился в Чечне 15 июля 1924 года и, как говорят, с молоком матери впитал в себя талант – в селении Старые Атаги не было чеченца, который бы не умел танцевать.

Кадр из художественного фильма «Я буду танцевать», снятого режиссером Тофиком Таки-заде в 1963 году на киностудии «Азербайджанфильм». В главной роли - Махмуд Эсамбаев.
Кадр из художественного фильма «Я буду танцевать», снятого режиссером Тофиком Таки-заде в 1963 году на киностудии «Азербайджанфильм». В главной роли - Махмуд Эсамбаев. © / РИА Новости

Махмуд танцевал, сколько себя помнил. В 7 лет уже отплясывал на чеченских свадьбах под громкие аплодисменты взрослых. А через год напросился в кочевой цирк, который колесил по Северному Кавказу. Родители были недовольны, но сын оказался очень упрямым – к своей цели шел напролом. В цирке Махмуд научился не только разнообразным па – он стал пародировать известных личностей. 

Через два года, когда Махмуду было 10 лет, он повстречался с Любовью Орловой. Актриса приехала в Чечню, и кто-то мимоходом при встрече с ней обронил, что есть тут у них мальчик, который мало того что хорошо танцует, так и очень здорово ее пародирует. Орлова заинтересовалась. Махмуда тут же нашли и представили ей. Она попросила показать его пародию на нее. Ну, он и показал, да так, что знаменитая актриса смеялась до слез. Уезжая, она сказала мальчику, что его ждет большое будущее. Эсамбаев запомнил эти слова на всю жизнь. 

В 1939 году он стал студентом Грозненского хореографического училища. Во время войны студенты этого учебного заведения ездили на фронт, выступали перед бойцами, ранеными. В одну из таких поездок начался обстрел. Махмуд не успел укрыться и получил ранение в ногу. 

Махмуд Эсамбаев, солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. 1957 год.
Махмуд Эсамбаев, солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. 1957 год. Фото: РИА Новости/ Давид Шоломович

«О танцах забудь», – твердили врачи. Никто из них не мог поверить, что с изуродованной ногой можно танцевать даже на домашней вечеринке, не говоря уже о сцене. Но Махмуд даже и не думал о такой «перспективе». Превозмогая боль, он продолжал тренироваться, и в 1943 году вновь стал выходить на сцену Пятигорского театра оперетты.

Но через год Махмуду пришлось оставить сцену – несколько народов, в том числе и чеченский, были выселены из своих родных мест. Семью Эсамбаева депортировали в Киргизию. Первыми уехали родители. Махмуд отправился следом. Маму на новом месте он уже не застал – она не смогла пережить того, что ее выгнали из родного дома. 

Махмуд как мог пытался помочь семье: устроился преподавателем народного танца, потом преподавал бальный танец. Очень быстро молва о талантливом молодом человеке разнеслась и по Киргизии. И вскоре он уже танцевал на сцене Киргизского театра оперы и балета. Более того, Махмуда Эсамбаева считают первым мужчиной, который стал танцевать на территории Киргизии. В Киргизии Махмуд прожил долгих 12 лет, заработал себе имя. А в 1957 году, заручившись согласием супруги Нины, продав все, что нажили – ковер и швейную машинку  отправился покорять Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Денег хватило только на билет. Ночевать Махмуд остался на одном из московских вокзалов. В Москве было холодно, голодно, но Эсамбаев ждал своего часа. И дождался. В Киргизии родня припала к радио. С замиранием сердца они вслушивались в каждое имя в каждой номинации. Каково же было ликование, когда несколько раз диктор произнес: «Победителем стал Махмуд Эсамбаев». Жена и дочка обнимались и плакали. На фестивале Махмуд получил три медали, стал победителем в двух номинациях. 

Эсамбаев перебрался в Москву и стал выступать в популярном в те времена коллективе «Звезды советского балета». Каждый его танец, как говорила Галина Уланова, был законченным балетом и каждый имел свое название:  «Воин», «Бамбук», «Охотник и орел», «Чабан», «Макумба». Эсамбаев постоянно изучал танцы, движения народов мира и по их мотивам создавал свои танцы-балеты. 

Поняв, что ему тесно в большом коллективе, Эсамбаев создает свою труппу, где экспериментирует, совершенствует, тренирует. Говорят, при постановке каждого танца всегда пользовался секундомером – чтобы каждое движение укладывалось в определенное количество секунд, чтобы все было идеально. Эсамбаев создал свою программу «Танцы народов мира», которая стала его визитной карточкой и прославила его на весь мир. 

Махмуд Эсамбаев был любим властями  как советскими, так и российскими. Он получал звания, награды, но все равно не мог забыть того, как поступили с его семьей, что сотворили с его родным домом. И однажды, будучи на вечере в Большом театре, где собрались не только звезды балетной и оперной сцены, но и высшее руководство страны, Эсамбаев встал и сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне! И все, кто за это не выпьет!». Зал замолчал. А потом все подняли бокалы и выпили.

Эсамбаев мечтал о том, что на его родине наступит мир, что на месте разрушенных зданий появятся новые, а люди не будут бояться выходить на улицу. К сожалению, великому танцору было не суждено увидеть это время. Его не стало 7 декабря 2000 года. 

Махмуд Эсамбаев и певица Людмила Зыкина. 1995 год.
Махмуд Эсамбаев и певица Людмила Зыкина. 1995 год. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за сеть подземных ходов обнаружили на курильском острове Итуруп?
  2. Где в России самые высокие расходы на еду?
  3. Что говорится в отчете США об аварии на Чернобыльской АЭС?


Самое интересное в регионах