56 лет Гуляева играет на сцене Художественного театра. Она прекрасно помнит тот - старый, легендарный - МХАТ. Ещё первокурсницей Школы-студии МХАТ Гуляева играла Серёжу в «Анне Карениной» с великой Аллой Тарасовой. И мужа - актёра Вячеслава Невинного - тоже встретила здесь, в Камергерском.
Чтобы не сглазить
- Я сейчас разбираю архивы и нашла записку: «Поздравляем любимую Ниночку с рождением сына Славочки. Любящие тебя Ливановы». Её прислали Борис и Евгения Ливановы (родители актёра Василия Ливанова. - Прим. ред.). С Борисом Ливановым я играла Шурку, дочь Булычёва, в спектакле «Егор Булычёв и другие» - за эту роль получила звание заслуженной артистки РСФCР. Наш с Ливановым выход был феерическим. Декорация - дом Булычёва - была построена на движущемся круге. Ливанов - Булычёв, огромный, как гора (лисья шуба, высокая меховая шапка!), по этому кругу словно проходит через весь дом и кричит мне: «Шурка!» Моей задачей было - прыгнуть и повиснуть у него на шее. А я робела - ну как я на такого артиста прыгать буду. Я же его коленками больно ударю! А он: «Прыгай!» - и тащил меня под бурю аплодисментов...
Кстати, о том, что я жду ребёнка, одним из первых в театре узнал именно Ливанов. На одном из спектаклей я на него ка-ак прыгну! Ливанов, видимо, меня слишком сильно к себе прижал - и Славку-маленького мы в животе зажали. Он там, внутри меня, ногой ка-ак лягнёт Ливанова в бок! Тот мне испуганно шепчет: «Кто это там?» Я также шёпотом отвечаю: «Ещё не знаю!» Я действительно не хотела заглядывать в будущее. Мы, актёры, люди суеверные. Нельзя делать репортажи или статьи, до того как премьеру сыграем, - чтобы не сглазить! Нельзя свистеть в театре - спектакль просвистишь. Семечки грызть нельзя - сборов не будет. А ещё у нас, актрис, не принято было на репетицию выходить на сцену в брюках. Мы даже современные пьесы играли в юбках - что уж говорить про классику. Не могу я, играя в «Дворянском гнезде» Тургенева, смотреть на репетициях на Лизу в мини-юбке - я ведь её уговариваю не уходить в монастырь!
Снегурочка для Сталина
- Сталина в театре я не видела, но про его визиты во МХАТ мне рассказывали. Он ведь не только «Дни Турбиных» по многу раз приходил смотреть, но и «Горячее сердце» Островского. У Сталина была своя ложа, которую всегда внимательно проверяли его охранники. И вот как-то он пришёл на «Горячее сердце» с новой охраной. В этом спектакле была ключевая сцена - диалог двух героев, играли которых А. Грибов и М. Яншин. Играли они её грандиозно - хохотал не только весь зрительный зал, но и актёры, собиравшиеся за кулисами. И вот Сталин сел в ложу, а охранники стояли сбоку, за кулисами, вместе с актёрами. И так увлеклись, что перестали следить за ложей. Грибов с Яншиным отыграли, в кулисах все им тихо аплодируют: «Как вы гениально сыграли!» Охранники, очнувшись, кинулись к ложе - а она пустая! Они в панике выскочили в фойе, им билетёры говорят: «А Иосиф Виссарионович ушёл!» Как ушёл? Куда? «В Кремль, - отвечают. - Мы ему одеться помогли, до дверей проводили, он и пошёл». Как они кинулись из театра!.. (Смеётся.)
Сама я со Сталиным встретилась, когда играла Снегурочку на первой публичной ёлке, которую проводили тогда в Кремле в Георгиевском зале. Сталин пришёл на генеральную репетицию, сказал: «Мне всё понравилось. Только полы надо будет закрыть ковром». До начала новогодних праздников полторы недели. Мы недоумевали: зачем? Полы в Георгиевском зале уникальные: паркет из ценных пород дерева, со сложнейшим рисунком. Да и зал огромный! За неделю изготовить ковёр такого размера казалось нереальным. Но к началу праздников ковёр был готов! И вот первая ёлка. Пришли детишки. Музыка играет, танцы, стихи, хороводы. А ко мне то мальчик, то девочка подбегает - просят в туалет проводить. Праздник закончился, детишки ушли, и мы видим - по всему ковру тёмные пятна. Это те, кто добежать не успел или постеснялся спросить, потихоньку прямо на ковёр свои дела делали. Так благодаря Сталину уникальный паркет был спасён!
40 лет счастья
- Я так и знала, что вы спросите меня о нашей со Славой Невинным жизни. Мы прожили с ним 40 лет. Всё у нас было - и слёзы, и счастье. Почему, спрашиваете, я на него внимание обратила? Потому что он ходил за мной (смеётся). Славу тогда вводили в новый спектакль на маленькую роль. Мы каждый день встречались на репетициях. А через несколько месяцев он вызвался проводить меня домой, признался, что полюбил меня. Что я ему могла на это ответить? Я тогда была замужем за Мишей Горюновым - тоже мхатовцем. Хотя отношения с Мишей у нас к тому времени разладились (он пил), бросить его я не могла… Это длилось долго, мучительно. Слава меня всё уводил, я уходила, потом опять возвращалась к Мише, снова уходила. Невинный ждал моего решения три года - добивался меня, утешал, когда у нас с Мишей вспыхивали ссоры, дарил цветы. О нашем треугольнике знал весь театр. В конце концов я решила окончательно уйти из дома. Знаете, развод - это очень трудно, особенно если тебя с мужем связывала любовь, а не расчёт. Были и тяжёлые минуты, когда казалось, что ничего у нас со Славой не получится, не сложится семьи, и Миша очень страдал, и мы все втроём страдали. О той истории целый роман написать можно! Но в конце концов победил Слава. А через некоторое время появился Славка-младший. Сейчас он, отец двух дочерей, тоже играет в МХТ им. Чехова. Так что династия продолжается!