20 мая исполняется год, как участники группы «Мумий Тролль» ступили на палубу барка «Седов». Чем занимаются музыканты, находясь в кругосветном плавании, «АиФ» рассказал лидер коллектива Илья Лагутенко.
«АиФ»: - Илья, многим может показаться, что ты бесишься с жиру. Почему нельзя было заниматься сочинением песен на суше?
И. Л.: - Кстати, музыканты группы «Мумий Тролль», наверно, тоже так думают. Сочинять на самом деле можно где угодно. Но мне очень хотелось на паруснике по морям походить, а сочинением песен я постоянно занимаюсь, то есть я просто от капитана не скрывал, чем буду заниматься на судне.
«АиФ»: - На воде - качка, шторм, морская болезнь. Да и вид из иллюминатора однообразный - волны безбрежного океана. Неужели это способствует вдохновению?
И. Л.: - Мне нравится. В Москве пробки на дорогах и дышать нечем от выхлопных газов и курева. Моему вдохновению это точно не способствует, я душа морская.
Паруса лопались от мороза
«АиФ»: - А приходилось ли действительно попадать в опасный переплёт - сильный шторм, столкновение с айсбергом, нападение пиратов и т. д.? Или кругосветка оказалась скучным однообразным мероприятием?
И. Л.: - Капитан корабля Николай Зорченко - самый выдержанный и обстоятельный человек на свете. В самых экстремальных обстоятельствах он ведёт себя так, что тебе кажется, что ты на безобидной турпрогулке рядом с Водным стадионом. Самые большие приключения - это когда все задуманные планы рушатся. Например, из-за мороза паруса могут лопаться. А железные мачты глушат работу мобильной связи. Да и вообще наш звукорежиссёр сломал ногу за день до выхода в море, пришлось осваивать смежные профессии.
«АиФ»: - Каков ваш распорядок дня? Приходится ли выполнять судовые обязанности?
И. Л.: - Ночью я сочиняю песни и смотрю на звёзды. Утром проверяю, правильно ли держит курс капитан. Вечером выхожу проверить, правильно ли боцман узлы завязал. А на полдник у нас молоко!
«АиФ»: - В открытом океане люди по-разному себя проявляют. С чем пришлось столкнуться?
И. Л.: - После двух недель, проведённых на корабле в одной каюте, музыканты «Мумий Тролля» перестали разговаривать друг с другом, а ведь мы знаем друг друга более 20 лет и гастролируем вместе более 15. Теперь группа на грани распада. Срочно надо проходить курс музыкальной психотерапии (смеётся). И вот ещё наблюдение - социопатам (людям, не соблюдающим нормы поведения в обществе. - Ред.) в море точно не место. Вот бы каждого жителя Земли отправить на «переподготовку» в плавание на месяцок, поверьте, мы бы научились общаться более продуктивно.
«АиФ»: - «Седов» был спущен на воду в 1921 году. В сильный шторм не возникает мыслей: «А вдруг развалится?»
И. Л.: - Корабль строили в Германии. Немецкое качество - зер гут на века!
«АиФ»: - От чего (или из-за чего) больше всего страдаешь во время плавания? Что оказалось самым сложным?
И. Л.: - Сложнее всего возвращаться домой. Это самое большое испытание для моряка.
«АиФ»: - Вы даёте концерты и на палубе «Седова», и в клубах портовых городов. Это бесплатные выступления или вы всё-таки зарабатываете?
И. Л.: - На корабле - всегда открытые для всех желающих бесплатные концерты. В портовых клубах мы не только продаём билеты и диски «МТ», но ещё и российскую сувенирную продукцию: матрёшки, газ и нефть.
«АиФ»: - Удивило, что вашей первой ласточкой, написанной и представленной широкой общественности, стала песня «Четвёртый троллейбус» - земная, хоть и про родной портовый город Владивосток. Это потому, что в море особенно тоскуешь по суше?
И. Л.: - Первой песней, что мы представили на палубе барка «Седов», была песня «Акулы или Паука». Она, кстати, навеяна реальным приходом акул в залив Петра Великого. Раньше их там не замечали. Так что теперь у нас настоящий Тихий океан - не только киты, но и акулы! Но вот первым клипом действительно стал «Четвёртый троллейбус» - на песню не тоскующего человека, а, наоборот, открывающего секреты затерянных сокровищ своим приятелям.
Русский рок актуален
«АиФ»: - Ты говорил, что альбом, который ты сочиняешь на корабле, посвящён русскому року. В каком смысле? Это дань уникальному направлению? Что в русском роке такого особенного? Чем помимо языка он отличается от рока, скажем, английского?
И. Л.: - Да, я действительно посвящаю его золотым годам русского рока - 80-м! Столько замечательных альбомов было создано исключительно на энтузиазме и без всякой маркетинговой мысли. Когда мы были в Кейптауне, местное общественное радио попросило меня сделать передачу о русском роке. Став на 2 часа радиодиджеем и проигрывая песни «Кино», «Центра», «Звуков Му» и т. д., я отмечал, как многие из них актуально звучат до сих пор в мировом масштабе. Страстная была музыка и очень артистичная!
«АиФ»: - Я слышал, что у тебя родилась идея превратить Владивосток в музыкальную столицу мира. В городе действительно так много «грандиозных положительных изменений», о которых ты говоришь? Помимо моста на остров Русский это какие?
И. Л.: - Город существенно изменился. Я видел очень много похожих перемен в городских мегаполисах благодаря нашим гастрольным путешествиям: от Йоханнесбурга до Шанхая. Смещаются приоритеты. Насиженные места и занятия уступят место самым неожиданным откровениям.
Я заявил, что Владивосток может стать музыкальной столицей мира. Вчера все думали, что это из серии «шахматного турнира в Нью-Васюках». Но я бы не говорил так, если бы не знал, что происходит в регионе и в стране в целом. В июне мы готовы представить городу олимпийский фестиваль Red Rocks, участниками которого сами являемся. Для любителей русского рока готовимся организовать свой, дальневосточный рок-фестиваль «Нашествие».
Ну а кульминацией новой музыкальной жизни всего Дальнего Востока станут музыкальный фестиваль и конференция «Рок Владивостока», где встретятся представители независимой сцены и предприниматели музыкальной индустрии России и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
«АиФ»: - Чему учишься, путешествуя по разным странам?
И. Л.: - Учишься быть очень понимающим и добрым, иначе не выжить. Чего и всем желаю!