Олег Скрипка — музыкант, актер и общественный деятель. Недавно у группы «Воплi Вiдоплясова» был концерт в Москве, на котором музыканты презентовали несколько песен из нового альбома. Скрипка рассказал «АиФ.ru» о своих музыкальных предпочтениях и о том, как правильно воспитывать детей.
«АиФ.ru»: — Один из первых ваших хитов — «Танцы», потом была «Весна». Ваша новая песня — «Ладо», в ней герой признается девушке в любви, причем используя фольклорные образы для ее описания — она олицетворяет собой родную землю, родину. Эта песня заметно отличается от всего, что играли «ВВ» раньше. Насколько поменялся стиль группы за годы, разделяющие эти песни?
О. С.: — Песня «Танцы», с которой мы начали, это был такой советский пост-панк. Первый наш клип на эту песню был очень кубический, черно-белый, авангардовый, и «ВВ» с ним выстрелили, прозвучали. Тогда было много рок-н-ролльщиков, а панков было мало. С песней «Весна» мы уже вернулись из Франции, это было наше второе пришествие на украинскую и российскую сцены.
Это уже был стиль, который можно обозначить, как этно-рок. Такая драйвовая, веселая команда появилась снова на просторах постсоветского пространства. И очень приятно было, что мы не потеряли свою аудиторию — в том числе и российскую. Территория наших поклонников не уменьшилась, что нас обрадовало. Даже увеличилась, потому что и на Западе нас до сих пор знают и слушают.
Хорошо, что отметили именно песню «Ладо». У меня только недавно выкристаллизовалось название дня нее — симфонический панк. Новый альбом, к которому мы сейчас записали несколько синглов — «Ладо», «Чио-чио-сан», еще несколько песен, мы уже издали их и на носителях, и в интернете их можно послушать и даже клипы посмотреть. Альбом полностью записан, он сейчас в студии и готовится к изданию. И весь он — симфопанк.
«Вопли Видоплясова» стали более лиричны, более академичны, но при этом сохранилось наше иррациональное отношение к миру и текстам.
Мы рады, что удалось провести предварительный концерт в Москве, потому что сразу стартовать с новой программой тяжело, особенно коллективу с таким большим стажем, как у нас. Чем больше тебе лет на сцене, тем сложнее экспериментировать, поверьте. Есть устоявшиеся концертные блоки, мы знаем, как свое творчество преподать, публика знает, чего ей ожидать. А менять свое лицо — и тебе некомфортно, и публика насторожено относиться. Поэтому всегда лучше начать с нескольких новых песен.
Песня «Ладо» для нас имеет более сложную форму и более сложный текст, чем все предыдущие. Мы же вышли из пост-панка, из нарочито простых форм. А тут наоборот — нарочитая вычурность, барокковость появилась. Фольклорные корни.
«Ладо» — древний славянский бог. Мы хотим говорить на такие серьезные темы. Сейчас часто всплывают старославянские культурологические темы — о любви на ее глубинном, генетическом уровне. Это песня-медитация с протославянскими, праиндийскими мотивами. Причем эти глубинные этнические мотивы очень хорошо вплетаются в рок, хорошо звучат.
«АиФ.ru»: — Вы принимали участие в украинском телепроекте «Голос. Дети». И ваша подопечная Аня стала победительницей. Что было для вас самым сложным в этом проекте?
О. С.: — Я принимал участие уже в третьем сезоне «Голоса Страны» — два сезона со взрослыми, и третий в детском. Как ни странно, мне в детском сезоне было легче. Я даже не знаю почему. Удивительно.
С детьми — легче. С ними понятнее, проще, честнее. Наверное, дети отдают свою честную, чистую энергию. Они искренне радуются, искренне горюют, но они не обижаются. Я думаю, что у них не развито еще чувство вины, чувство обвинения, противостояния, в них нет этой червоточинки. Конечно, дети разные (улыбается).
Тем более талантливые дети. Дети вообще более талантливы, чем взрослые. Я отчетливо увидел, что, взрослея, мы много теряем. Что-то обретаем, но очень-очень много теряем. По крайней мере, нашу изначальную гениальность мы точно теряем. Куда эта гениальность девается — непонятно.
Такие талантливые дети — они столько знают, столько умеют, столько чувствуют. Это волшебное. Я прикоснулся к миру волшебства — чистые души, с которыми приятно работать. Чувство юмора у них изумительное, и отдача — готовы работать, экспериментировать, пробовать. У них все получается. Искренне плачут, когда выходят из проекта... Вот эта девочка, Аня, которая выиграла, она мне сразу очень понравилась, хотя не было ощущения, что именно она выиграет. Другие дети тоже были волшебные, но в ней было что-то такое притягивающее. Она такая сосредоточенная — ребенок из мистических фильмов просто. Девочка-загадка. Когда с ней говоришь, такое чувство, что общаешься с миром ангелов. Она тебе отвечает всегда нечто неожиданное. И все дети — такие.
«АиФ.ru»: — А своих детей вы видите в будущем музыкантами? Готовите к профессиональной музыкальной карьере?
О. С.: — Мне бы, конечно, этого хотелось, но я боюсь пережать. Естественно, музыкальную грамоту мои дети изучают. Но надо, чтобы у них проявился талант — если он есть. А если его нет, то лучше из них ничего не «выдавливать». Просто отследить, в чем они сильны. Вот у меня с детства было влечение к музыке, ну и талант, наверное. Родители на меня не давили, мне самому было интересно заниматься музыкой, я сам, без принуждения, ходил в музыкальную школу. Потом музыкальная школа кончилась, но я продолжал в нее ходить — сам договорился с директором. Сам создавал группы. Поэтому я сделал музыкальную карьеру. А если давить на детей, то ничего не получится.
«АиФ.ru»: — Вы известны и как актер. Сегодня вы заняты в съемках какого-либо фильма?
О. С.: — Сейчас как раз заканчивается кинопроект, где я играл — фильм «Федор», который снимался в Одессе. Там у меня одна из главных ролей. Сейчас идет озвучание, и скоро он попадет на экраны или на фестивали поедет. Это уже серьезная актерская работа. Я давно хотел попробовать себя в полноценной картине на главной роли. И мне поступают предложения как актеру. Вот недавно мне предлагали сниматься в проекте киевского режиссера известного, историческое кино он снимать собирался. По Тарасу Шевченко. Но я отказался. Это тяжелая тема — про войну, хотя и исторические времена, но очень тяжелая. Я не хочу этого. «Федор» — это лирическая комедия, хороший фильм, где нет плохих героев, легкое кино, мне очень понравилось.
«АиФ.ru»: — Сами не собираетесь в качестве режиссера выступить?
О. С.: — Я бы с удовольствием, но специфика киноиндустрии Украины такова, что у нас нет, в принципе, большого кинематографа, потому что нет бюджетов. Украина здесь сильно отличается от России — в кинематографе нет столько денег, и он фактически не развивается. Если бы у нас были такие же объемы, как в России, я, может быть, и пошел бы на эксперимент. Ведь, понимаете, когда ты снимаешь первый фильм, есть риск, что это не будет сразу «бомба». И вкладывать большие деньги в такой проект рискованно. Конечно, поживем — увидим, но мне интересней играть в кино, а не снимать его. Причем хочется, чтобы это были комедии. Мне кажется, что сейчас не хватает комедий или романтических фильмов. Я просто сам очень люблю романтические комедии. Боевики, ужастики — это все не мое, не хочу ни смотреть, ни сниматься.
«АиФ.ru»: — Этим летом вы выступите на фестивале «Дикая мята». В чем, на ваш взгляд, особенности этого фестиваля?
О. С.: — Выступление на фестивале, для любого коллектива, это самое интересное, что может происходить в его музыкальной жизни. Ведь для любого артиста самое главное — выйти на зрителя. А фестиваль — это самое идеальное мероприятие для выхода.
Здесь правильная тусовка, правильные люди — они не случайные. Они освободили для тебя не только один час, а несколько дней. У них полностью открыто сознание для того, чтобы оторваться по-полной.
Концерт — это прекрасно. Но люди пришли после рабочего дня — на час, а потом снова окунутся в свою жизнь. А на фестивале зрители наиболее полно готовы слушать музыку. Они свободны для нее.
Музыка вообще развивается в двух направлениях: модернизируется, обновляется, ищутся новые звуки, ритмы и мелодии, и — музыка возвращается к корням.
На сегодняшний день это движение очень сильно. Весь багаж, который накоплен цивилизацией — мы ведем археологические раскопки, берем то, что у нас всегда было рядом, модернизируем, используем, поднимаем нашу генетическую память, и молодежь прекрасно включается в это движение.
Мне очень нравятся этнические фестивали и фестивали в стиле world music. На сегодня это топовые мероприятия, самые изысканные, интересные, мультикультурные, самые актуальные. И «Дикая мята» это как раз такой фестиваль, где интересно увидеть и кубинцев, и белорусов, и цыган, показать свою специальную программу, которую мы делали для фестиваля в Украине. Только этническая музыка: больше этнорока, немного харда. Там будет интересная разношерстная публика, разноцветная и веселая.
«АиФ.ru»: — С какими музыкальными коллективами вы рады были бы сыграть на одном фестивале?
О. С.: — Это огромное количество групп, в том числе и тех, кого я приглашаю на свой фестиваль «Країна Мрій». Много белорусских интересных коллективов. Белорусы из всех стран СНГ сейчас — самая интересная музыка. Моя любимая группа «Палац», исполняющая этно-рок, группа «Троiца», группа «UR’IA», и еще очень много хороших коллективов. Из украинских групп можно отметить такие коллективы, как «Астарта», «Бандур Бэнд», «Гуцул Калипсо», «Мандры», и еще много всего.
Из иностранных исполнителей я бы посоветовал послушать чешский коллектив «Čankišou», финский коллектив «Varttina», алжирско-французского исполнителя по имени Халед, сербские коллективы — кроме Кустурицы и Бреговича есть много групп из балканских стран, например, «Gipsy» — современная музыка с элементами рэпа.
«АиФ.ru»: — Когда же поклонники, наконец, уговорят вас стать президентом Украины?
О. С.: — В ближайшее время точно не уговорят. Пока ситуация такова, что настоящий хороший президент должен быть тонким игроком на политической сцене, чтобы руководить страной. Великим специалистом в политике. А я не являюсь таким специалистом. Если когда-то ситуация изменится настолько, что президентом страны сможет быть фантазер и лирик, такой, как я, тогда кто его знает? Может, тогда я и соглашусь (смеется).