Последнее обновление 11 декабря 2015 года.
Один артист на всю семью
Светлана Марголис, «АиФ»: Игорь Константинович, от актеров часто приходилось слышать, что они из нетеатральной семьи, но их родственники были близки к искусству…
Игорь Кашинцев: Да, я совсем из нетеатральной семьи. Но впервые в театр меня привела мама. Когда в конце войны МХАТ вернулся в Москву из эвакуации, она случайно достала билеты на «Вишневый сад» и повела меня, мальчишку лет 12, на спектакль. Мы шли по холодному городу, в зале сидели люди в валенках и шубах… И вот открылся занавес, по сцене ходили красивые люди… На меня все это произвело ошеломляющее впечатление, и больше ни о чем, кроме театра, я уже думать не мог.
С.М. «АиФ»: А родители?
И.К.: Мой папа, инженер, придерживался старообрядческих принципов. Он был против моего выбора. Но, увидев меня впервые в спектакле, сказал, что я сделал правильный выбор.
С.М. «АиФ»: Вы учились в Школе-студии МХАТ, но первым местом вашей работы стал Театр Советской Армии.
И.К.: Меня туда пригласили на третьем курсе. А о МХАТе я мечтал всегда! В конце пятидесятых я предстал перед комиссией Художественного театра, во главе которой была Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Я читал Чехова. Ольга Леонардовна заинтересовалась мною и пригласила к себе домой, в удивительную квартиру, где до самого потолка стояли чемоданы Чехова с его вещами. Она мне подарила его книгу и подчеркнула в ней пять рассказов, которые хотела бы услышать в моем исполнении. Особенно ей нравился рассказ «У предводительши», который потом я и читал на конкурсе чтецов.
У меня масса наград за победы в чтецких конкурсах, и я горжусь ими. Один человек играет несколько характеров. Человек в ста лицах.
Читайте также: Актриса Гуна Зариня: «Каждый театр сегодня ищет свой смысл»>>
С.М. «АиФ»: И эти «сто лиц» зрители из зала видят. А как быть, озвучивая аудиокниги? Как там передать характеры, привычки героя, если из всех инструментов у актера есть только голос?
И.К.: Да, там только я и микрофон. Но вы же когда читаете книгу, что-то себе представляете. Так вот моя задача – найти те интонации, те ноты, которые помогут слушателю эту картинку представить.
С.М. «АиФ»: Кстати, о картинках. Читала, что в вашем послужном списке более 120 фильмов…
И.К.: Я в кино практически не отказывался от ролей. Есть актеры, которые ждут главных ролей, а дождутся они их или нет – неизвестно. У меня много эпизодов, но и это тоже для актера интересно: надо, чтобы момент остался в памяти, а значит – сделать его надо ярким, запоминающимся.
С.М. «АиФ»: У вас есть любимые фильмы?
И.К.: Лично мне нравятся «Визит дамы», «Мелочи жизни», «Женская логика», «Кин IV».
А еще мне нравился киножурнал «Фитиль». Для актера это было интересно тем, что за три минуты надо было создать характер. На моем счету участие в около 20 выпусках этого киножурнала.
Читайте также: Юрий Соломин: «Раньше на экране показывали душу, а сегодня - злато»>>
Имени Владимира Владимировича
С.М. «АиФ»: В вашей биографии были Театр на Малой Бронной, Театр сатиры… А как завязался роман с Маяковкой?
И.К.: Однажды я увидел спектакль «Трамвай «Желание» со Светланой Немоляевой. Спектакль произвел на меня ошеломляющее впечатление! А потом так получилось, что в спектакле «Горбун» надо было срочно сделать замену. Я ввелся и в спектакль, и в труппу. И с тех пор уже 20 лет моя судьба связана с Театром имени Владимира Маяковского. И знаете, что меня поразило больше всего при первой встрече? Каждый, кто работал в театре – гримеры, осветители, работники сцены, костюмеры, – знали всех актеров в лицо и обращались к ним по имени отчеству. Я даже как-то неловко себя чувствовал: они меня знают, а я их нет… Дивный коллектив и та атмосфера, в которую я окунулся, мне заменили многое. У нас очень хорошая труппа! Если с кем-то что-то, не дай бог, случается, все звонят, стараются помочь. И праздники мы вместе: когда мне исполнилось 80 лет, в театре это отмечали очень смешным трогательным капустником. Мы вообще много праздников отмечаем вместе. Эту традицию внес наш новый режиссер Миндаугас Карбаускис.
Мне очень импонирует все, что происходит в театре. Я вообще человек неконсервативный и всегда стараюсь понять и принять происходящее.
С.М. «АиФ»: Афиша театра изобилует премьерами…
И.К.: И это так здорово! У нас дан карт-бланш работающим и желающим работать актерам. Такого не было давно. Сейчас заполнена буквально каждая клеточка, все свободные места, везде идут репетиции. Люди работают, и это самое ценное!
Гвоздь забить, ель посадить…
С.М. «АиФ»: Люди творческие, как правило, совершенно беспомощные в быту.
И.К.: Это заблуждение! Гвоздь забить могу. По натуре своей я дачник, как и мой отец. Я сооружаю парники, пересаживаю цветы, а самое главное, сажаю ели, пихты, сосны, кедры. Покупаю их в самых разных местах, они у меня вырастают. И все это на маленькой площади.
С.М. «АиФ»: А чем занимаются ваши домашние?
И.К.: Я как рожден был в неактерской семье, так и не имею продолжателей. Моя дочь Елена не стала актрисой, и ее сын Костя тоже выбрал не актерскую специальность. Зато в этом году закончил университет и стал инженером. Лена, правда, имеет какие-то таланты и задатки: в жизни она лицедействует и очень неординарный человек.
Ей все прочили карьеру актрисы. Но однажды, когда ей было лет восемь, я попросил ее после премьеры вручить цветы Алексею Кореневу. Она вышла на сцену и простояла там в очереди минут сорок. Спустилась, подошла ко мне и говорит: «Ни за что не буду актрисой – это очень страшно!»
С.М. «АиФ»: Жалеете?
И.К.: Жалко или нет, не знаю, но уже как есть. Счастье в том, что я правильно выбрал дорогу и пошел по ней, несмотря на все препоны и запросы. Когда болел, я очень скучал по сцене. У меня до сих пор есть желание работать и делать что-то новое.
С.М. «АиФ»: Откуда силы?
И.К.: Моя жена Инесса, с которой мы прожили почти 50 лет и которая мне подарила дочь, умерла пять лет назад. Грустно… Но на протяжении многих лет я знал прекрасную женщину Ольгу. Она моложе меня на 25 лет, и как-то так получилось, что в последние годы мы стали очень близки. Ольгу полюбила моя дочь, внук. Она сейчас скрашивает мою жизнь и дает силы творить, я черпаю в ней вдохновение. Это очень важно для актера – любить!