О его постоянстве ходят легенды: один театр, один брак с актрисой этого же театра Светланой Немоляевой…
Секреты постоянства
– Александр Сергеевич, постоянство – это черта вашего характера или тут велика роль внешних обстоятельств?
– Может, кто-то другой и скажет, как это получилось… Но я думаю, надо просто иметь голову на плечах. Все-таки это не по воле волн происходило в моей жизни, это требует работы ума и сердца. В той же семейной жизни ссоры порой вспыхивают из-за пустяка, и если их превращать в глобальную историю, вместо того чтобы сказать «Да прости ты меня, ради бога», то может получиться совсем как в нашем спектакле по повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Эти два почтенных гражданина города Миргорода, дружившие сорок лет, поссорились из-за ерунды – из-за того, что у одного было ружье, а у другого не было. Но важно даже не то, из-за чего они поссорились, а то, из-за чего они НЕ ПОМИРИЛИСЬ. А не помирились они из-за мелкого самолюбия, из-за гордыни: никто не хотел сделать шаг к примирению первым, каждый ждал этого от другого.
– Когда муж и жена работают в одном театре – это хорошо или не очень?
– Бывает по-всякому. Если, например, жена – прима, а муж играет в массовке, это рождает очень сложную ситуацию в семье, и нередко люди расходятся. А если еще и взрослый ребенок – тоже актер и в том же коллективе, то может такой узел затянуться, что и не вырваться. Это настоящая семейная трагедия. Но мы со Светланой шли всегда «ноздря в ноздрю», очень много играли, все награды и звания получали друг за другом. И мы очень счастливы, что наш сын Шурка (Александр Лазарев-младший – артист театра Ленком. – Ред.) поступил к Марку Захарову, успешно там работает и народного получил.
Смена поколений
– Читала, что вы готовили свою внучку к поступлению в РАТИ. Это было сложно?
– Конечно, сложно, но она поступила. Сына Шурика тоже я готовил, и он тоже поступил с первого раза. Они читали, а я направлял. Шурик читал Шолохова. С Полиной мы занимались дольше, мы готовили только классику – Пушкина, Лермонтова, Крылова…
– Современная театральная молодежь сильно отличается от того, каким было ваше поколение?
– Я бываю на зачетах на курсе у Полины. В основном ребята очень интересные, это яркие индивидуальности, они не обеспечены материально, но очень хотят заниматься актерской профессией.
А вот в сегодняшнем театре мне многое не нравится. За 30 лет совместной работы наш предыдущий художественный руководитель Андрей Александрович Гончаров приучил нас к пониманию: «Зачем? Для чего? Почему мы СЕГОДНЯ ставим эту пьесу? Что мы хотим сказать? Какую телеграмму мы посылаем в зал?» Или это просто режиссерские экзерсисы? Когда я смотрю, например, знаменитого Некрошюса, я все время размышляю, что же означает та или иная мизансцена? Весь спектакль я только тем и занимаюсь, что разгадываю его ребусы. Они довольно интересные, но сюжет проходит мимо, судьба задушенной женщины (если это «Отелло») меня уже как-то и не волнует. Гончаров же говорил актеру: «Ты используешь свое собственное, донное «я», сделай свой духовный и душевный стриптиз, выложи свои кишки и сердце на стол. А не то, что я как режиссер придумаю. И это будет совсем непохоже на то, что сделает другой». И вот это не оставит зрителя равнодушным.
Болезнь – не оправдание для артиста
– Говорят, вы увлекаетесь пилотированием вертолета и даже как-то под Новый год летали на нем в другой город за подарком Светлане Владимировне…
– Я? На вертолете?! Никогда даже и не подступался! (Хохочет.) Надо будет рассказать Светлане, она тоже будет хохотать. Я летал на вертолете, да и то в качестве пассажира, только один раз в жизни – на Дни кино в Шпицбергене, потому что там нет другого транспорта.
– Вас со Светланой Владимировной в театре называют «кусок дисциплины», потому что вы приходите на спектакль всегда – здоровые или не очень. Что помогает вам находить в себе силы?
– Станиславский говорил, что есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть. Подвести коллектив – для меня это неприемлемо. Опоздать – невозможно. Какой пример я подам молодежи? Скажут: «Ну если уж Сергеич сам опоздал…» Нет, это совершенно невозможно! Конечно, молодежь позволяет себе много такого, что мы себе позволить не можем.
– Читала, что однажды все-таки пришлось заменить спектакль – когда вы сорвали голос…
– Я что-то даже не помню такого. Вот другой случай был, очень давно, еще при Охлопкове (предшественник Гончарова на посту главрежа Театра им. Вл. Маяковского. – Ред.). Во время репетиций моего первого значительного спектакля по пьесе Арбузова «Иркутская история» я за две недели до премьеры оступился, упал с помоста и сломал ногу. Ситуация была очень сложной. Право первой постановки было у Театра им. Е. Вахтангова. Охлопков хотел, чтобы наша премьера состоялась на следующий день после их премьеры. Но эта задумка сорвалась. Переживал я, конечно, ужасно. Но Охлопков сказал, как только он мог сказать: «Будем ждать Сашу». Но наша премьера была не менее шумной, чем у вахтанговцев.
Сцена – главное лекарство
– Как вы поддерживаете свою физическую форму? Занимаетесь ли спортом?
– В молодости любил игровые виды спорта – баскетбол, волейбол, немного легкой атлетикой занимался, но последние лет 25 забросил. Правда, театр в этом смысле очень мобилизует. Я не могу себе позволить раздобреть. Если перейду в другую весовую категорию, то придется либо играть другие роли, либо вообще уходить из театра.
Поэтому главный наш семейный рецепт – поменьше есть. Как говорила одна голливудская актриса: «Я не ем, я пробую». И вот это – самое трудное! Ведь после спектакля мы приходим в 11-12 часов ночи уставшие, голодные – ну как не поесть, не выпить… Приходится себя сдерживать. Профессия обязывает.
– Скоро конец театрального сезона. Куда отправитесь отдыхать?
– Всяких поездок нам хватает во время сезона, а отдыхаем мы на даче. У нас маленькая дача в Подмосковье, участок лесной, мы прямо около дома собираем грибы – сыроежки, моховички, а иногда даже и белые. Красота…
Наша справка
Народный артист России Александр Сергеевич Лазарев-старший родился 3 января 1938 г. в Ленинграде. В 1959 г. окончил Школу-студию МХАТ. С 1959 года – актер Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Помимо театральных работ известен зрителям по фильмам: «Вызываем огонь на себя», «Еще раз про любовь», «Цветы запоздалые», «Такая короткая долгая жизнь», «Село Степанчиково и его обитатели», «Хождение по мукам», «Бархатный сезон», «Через тернии к звездам», «Берегите мужчин!», «Арбатский мотив», «Мужской зигзаг», «Хозяин «Империи», «Смерть Таирова», «Сестры» и многим другим.