Лет 20 назад бы!
- Недавно на страницах «АиФ» разгорелся спор титанов театра. Всему американскому надо сопротивляться, иначе потеряем себя как страна, утверждает один. Другой полагает: с Америкой глупо враждовать - попусту уходят силы.
- У нас сегодня победила ужасная, абсолютно примитивная концепция заговора. Мы якобы окружены врагами, якобы весь мир хочет Россию поставить на колени, или уронить, или что-то там ещё сделать. Такая позиция делает нас слабыми и вселяет паранойю. Подобные идеи распространяют те, кто хочет лишить нас силы и самоуважения. Пока мы враждуем, ничего не созидается. Недавняя наша поездка по Ярославской области произвела на меня огромное впечатление: в деревнях продаются турецкие помидоры и огурцы. Как такое вообще возможно в регионах, которые раньше снабжали овощами всю Россию и продавали их за границу? А сейчас там не коров доят, а молоко в пакетиках покупают! Это нормально? Это то, к чему мы стремились все последние годы?
- Но сейчас многие говорят: нет худа без добра, благодаря санкциям возродим собственное производство...
- Я не то что не против - я всячески приветствую концепцию развития внутренних ресурсов. Это же не вполне нормально, когда страна всё импортирует, а своего очень мало! Только мы немножко опоздали. Лет 20 назад надо было начинать этим заниматься. За год-полтора невозможно возродить сельское хозяйство и промышленность. Несмотря на то что сейчас все вдруг об этом стали говорить в духе патриотическо-политической риторики «поддержим своих». Но если власть патриотична, то она ВСЕГДА помогает собственному производителю. А если она непатриотична, если вся жизнь их детей и родственников проходит за границей, тогда зачем этим людям что-то внутри страны делать? Ничего им не надо, у них всё и так хорошо.
Залить елеем?
- Фильм «Левиафан» Звягинцева на Западе получил массу наград. А министр культуры Мединский обвинил режиссёра в «экзистенциальной безнадёге».
- Это нормальное желание власти не выносить сор из избы, чтобы фасад был всегда глянцевым, чтобы всё было шито-крыто. Но настоящий художник всегда честен. Задача искусства в том числе - вскрывать язвы и бичевать пороки. Для меня искренний патриот - это тот человек, который говорит правду даже самую неприятную. А люди, которые заливают всё глянцем, елеем, - это как раз лжецы, которые нас с вами сбивают с толку и отвлекают от работы. Недавно мы много ездили по России. (Серебренников с актёрами «Гоголь-центра» был в экспедиции по следам поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». - Ред.) Не может не печалить та картина, которая открывается взору уже за 200 км от Москвы... Разваливаются красивые здания, памятники архитектуры. Беднейшее население, умирающая инфраструктура деревень и маленьких городков. И если мы любим свою родину, то не можем делать вид, что этого нет. Мы должны привлечь внимание власти. Разве не так? Надо обращать внимание на проблему, а не художников преследовать и травить. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», - говорит русский народ. Прежде всего давайте посмотрим в это самое зеркало и не будем, если что-то не нравится, пытаться разбить его. Оно, это зеркало, ни при чём!
- Недавно на своей странице в соцсети вы призывали защитить коллег от мракобесия: после оперы, где Иисус Христос предаётся плотским утехам, директора и режиссёра «Тангейзера» новосибирского театра судили...
- Художник и суд - нередкий сюжет из прошлого века. Если посмотреть биографии Пазолини, Феллини и других, то у них количество судебных заседаний совпадает с фильмографией. Подобного рода разбирательства в какой-то степени были нормой. Но здесь - помня недавние показательные процессы - мы были все очень встревожены тем, что нашего товарища хотят принести в жертву, устроить показательную порку, как у нас любят. Мне всегда странно, когда люди, которые не видели спектакль, не читали книг, не смотрели фильмов, повинуясь какому-то приказу, собираются, подписывают, возмущаются, требуют ареста, расправы. Если человек приходит в театр и ему что-то не нравится, у него всегда есть прекрасная возможность проголосовать ногами. Но идти в прокуратуру и возмущаться по поводу оскорбления чувств... Это вообще тонкий лёд, зыбкая история - чувства!
- И всё же, говоря о Христе, других святых, где та грань, которую нельзя перейти?
- Моя свобода заканчивается там, где начинается ваша. Вот и вся «грань». Я не должен ранить вас своими действиями, и я в это верю. Но театр - это же не храм. Театр - вообще странное место, где чаще высмеивают что-то. Это ироничная игра. Игра! Меня всё спрашивали по поводу креста в моём спектакле «Человек-подушка». Я отвечал: «Это не крест, а две палочки». Так же и в «Тангейзере» - не Христос, а актёр с бородой в хламиде. Это уже в нашем сознании возникают определённые проекции. Поэтому театр - последнее место, куда надо идти оскорбляться и возмущаться.
- Многие деятели культуры говорят: пора вернуть цензуру, должен быть хоть какой-то сдерживающий фактор для безвкусицы...
- Сдерживающий фактор - это Конституция и Уголовный кодекс. Всё, что там не запрещено, - разрешено. А когда какие-то господа говорят о том, что надо ввести цензуру, они же имеют в виду, что цензорами будут они или их товарищи, друзья. Мне цензоры не нужны, тем более такие. Я как-нибудь сам разберусь.