Картину Юрия Быкова «Дурак» критики почти единодушно включили в ряд самых ярких кинособытий прошлого года. Социальный триллер о коррупции и ЖКХ взял массу призов на российских и международных кинофестивалях.
Менталитет тьмы
Сергей Грачёв, «АиФ»: Юрий, и в «Майоре», и в «Дураке» вы в довольно жёсткой форме критикуете государственную систему. При этом снимаете кино при господдержке. Это нормально?
- Главный герой картины пытается спасти обитателей ветхого, разрушающегося общежития. Но жильцы не хотят его слушать. Для них стабильность, пусть и с ужасающим бытом, важнее, чем собственная безопасность, ради которой нужно что-то менять. Чем бы вы объяснили такой подход людей к своей жизни?
- Многовековым бессилием и необразованностью народа. Мы - рабское общество. И чтобы что-то изменилось, должно пройти ещё очень много времени. И то эти перемены возможны, если на это есть внутренний потенциал, менталитет. А в русском человеке этого потенциала нет. Да, звучит пессимистично. Но я говорю с позиции реалиста, каким считаю себя.
- В одном из интервью вы сказали, что победить систему взяток в стране невозможно, поскольку это замкнутый круг. Это тоже часть русской традиции?
- У меня ощущение, что в России на протяжении тысяч лет все ждут каких-то кардинальных перемен к лучшему, а они никак не происходят. Может быть, нам надо уже понять, что есть нечто в нашем характере, что позволяет нам жить только и именно так, как мы живём?! Существующая госсистема, в том числе и коррупционная система, устраивает абсолютное большинство. Если бы это было не так, мы давно бы уже жили по-другому. Ну представьте: есть огромное количество честных, искренних, реформаторского склада людей, которые хотят в корне изменить жизнь в стране к лучшему. А у них никак не получается на протяжении тысяч лет. Ну так не бывает! Это же просто противоречит логике!
Пьяные и рваные
- То есть все разговоры о необходимости кардинальных перемен не имеют смысла?
- Я не считаю себя либералом и хотел бы это подчеркнуть. Я часть народа, часть страны, где родился и вырос. Русский менталитет, кстати, меня во многом устраивает. Я принимаю практически все его отрицательные стороны и не стремлюсь к какой-то другой формации морально-этических ценностей. Да, народ у нас тёмный. Мы живём на авось, наотмашь, по принципу либо «свой - чужой», либо «моя хата с краю». Но если эти корневые коды когда-нибудь изменятся, Россия перестанет быть Россией. В своих фильмах я не пытаюсь кого-то обвинить. Я стараюсь максимально правдиво и с симпатией рассказать о тех героях, характерах, рядом с которыми вырос. Я не собираюсь никуда валить из России. Какие бы изменения у нас ни происходили, я буду жить тут. Родителей не выбирают. И Родину тоже. Какая бы она ни была - пьяная, рваная, но она твоя. В конце концов русский человек мне всё равно симпатичнее и ближе, чем любой европеец.
- Вы говорите, народ тёмный. Это проблема образования или не только?
- В основной своей массе темнота эта идёт от нежелания образовываться. Стремление и способность меняться, реформироваться свойственно людям, которые относятся к жизни потребительски. Вспомните, например, Обломова и Штольца - героев романа Гончарова. Вроде бы Штольц в отличие от Обломова правильный, умный, целеустремлённый. Но с такими людьми почему-то чувствуешь себя как с куском дерьма. Прав был Чехов, сказав: «Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься - а не сволочь ли он».
- У вас в фильме проворовавшиеся чиновники, у которых руки чуть ли не по локоть в крови, вызывают куда больше симпатии, чем обитатели общежития - то есть представители народа…
- Необразованный, упавший и практически разложившийся морально человек, который ещё и не осознаёт своего падения, - это полузверь. А чиновники - они не просто так становятся сильными мира сего. Для этого нужна воля, сила, умение идти по головам, умение задвигать на задний план милосердие и другие человеческие качества. Но всё же сильные люди не могут быть абсолютным злом.
- Вы какие-то антиморальные вещи говорите.
- К сожалению, у меня нет чёткой системы координат морали и антиморали. Морально ли то, что лев съедает антилопу? Не знаю. Знаю то, что он съедает её потому, что голоден. Если говорить о конкуренции, то мы живём в абсолютно животном мире. Либералы призывают нас к терпимости, толерантности. Но, извините, в тюрьме таких называют «терпилы». А выживают сильнейшие.