Примерное время чтения: 8 минут
4796

Люк Бессон: «Талант не нуждается в паспорте, а искусство - в визе»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Пойдёт ли Шотландия крымским путём? 17/09/2014
Люк Бессон во время фотоколла в рамках презентации фильма «Люси».
Люк Бессон во время фотоколла в рамках презентации фильма «Люси». / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

10 лет Бессон готовился к этой работе — встречался с учёными, анализировал труды о работе мозга. «Вы знаете, что в мозге 86 миллиардов нейронов?! — теперь восклицает он. — Что каждая клетка ежесекундно отправляет другим тысячу сигналов? Разве с этой системой может сравниться Интернет?!» Именно об этом «Люси» — что случается с человеком, когда его мозг начинает работать на «полную катушку»...

Привычкам — бой!

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Господин Бессон, после вашего фильма рождается вопрос: почему люди думают о своём кишечнике, мышцах и т. п. гораздо больше, чем о своём мозге?

Люк Бессон: (Смеётся.) Это всегда меня забавляло. Когда ты юн, ты живёшь по принципу «почему бы не попробовать ещё и это?». Но что происходит после 20 лет? (Режиссёр со свистом резко опускает руку.) Людское любопытство начинает стремительно уменьшаться. Мы всё чаще руководствуемся страхами и привычками. Люди начинают жить по некой достаточно скучной схеме! Одна и та же газета каждый день, один и тот же телеканал, один и тот же цвет одежды... И с каждым годом твой мир сужается до нескольких привычек и пары друзей. Это невероятно странно для меня! Всё должно быть совершенно иначе. Взросление — это рост. По идее, с каждым годом мы должны делать больше новых вещей в этой жизни!

Скарлетт Йоханссон в фильме «Люси». 2014 год.

— И как не прожить всю жизнь в одном и том же «цвете»?

— (Вздыхает.) Ну, вы же знаете, любой доктор скажет вам: «Делайте 30 минут упражнения ежедневно. Это хорошо для вашего тела». Но мы не делаем этого, правильно? Или врачи говорят: курение и алкоголь вредят вашему здоровью. Разве это многих останавливает? Я, кстати, за всю свою жизнь не выкурил ни одной сигареты и вообще не пью спиртного.

С мозгом — та же история, что и с зарядкой по утрам. Доктора советуют нам учить стихи, иностранные слова, играть в интеллектуальные игры... Но разве кто-то делает это?! Поэтому мои советы будут очень и очень просты. Ломайте ваши привычки! Лично я ненавижу привычки и постоянно ломаю их. Если вам слишком комфортно — значит, вы не развиваетесь.

Это и есть простой путь улучшить работу нашего мозга, расширить восприятие и впустить в жизнь больше воздуха.

— В «Люси» играют артисты из самых разных стран. Есть ли в таком подборе актёрской команды какой-то социальный подтекст?

— Конечно! Отношения ведь строятся не через политиков, не через правительства стран, а через культуру, любовь. Я уверен: таланты есть везде. Талант не нуждается в паспорте, а искусство не нуждается в визе.

Огромное количество русских людей любит (Бессон вдруг переходит с английского на родной французский и красиво грассирует) français littеrature. А миллионы французов читают русскую литературу. Вот почему мы знаем друг друга. И, что бы наши правительства ни делали, всё равно люди наших стран очень тесно связаны друг с другом. Любовь и искусство в этом большие помощники. Вот и моя обязанность: быть связующим звеном между людьми.

Скарлетт Йоханссон в фильме «Люси». 2014 год.

Грация хищника

— «Никита», «Пятый элемент», «Леон»... Женщины в ваших картинах сильные, яркие, необычные. И в «Люси» героиня Скарлетт Йоханссон обретает сверхспособности. А какова идеальная женщина Люка Бессона?

— Как мужчине мне нравятся одни женщины, как художнику — другие. (Смеётся.) Если говорить серьёзно, я не думаю, что идеал вообще сущест­вует. Если вы его ищете — останетесь один. Каждый из нас имеет недостатки. И у каждого есть отличные качества. Я думаю, всё зависит от тебя — замечать хорошее в людях или плохое. Так что я принял решение видеть в женщине только хорошее. (Улыбается.)

Морган Фриман и Скарлетт Йоханссон в фильме «Люси». 2014 год.

— Я с удивлением узнала, что вы снимаете актрис только с волосами средней длины: мол, длинные волосы загораживают плечи, шею и артистка не может играть телом. А какие ещё внешние качества вам важны?

— Пластика. Я очень люблю дикую природу. И своим актрисам всегда показываю видео — как движется тигрица, пантера перед нападением. Это очень красиво, когда эмоция передаётся всем телом артистки. И главный негодяй в моих фильмах всегда движется именно так — как большой тигр. (Хохочет.)

Знаете, мои родители были инструкторами по подводному плаванию, и детство я провёл на морях в разных странах. Я тоже собирался стать дайвером, но из-за травмы был вынужден изменить планы. Мы жили бедно, и это невероятно помогло развитию моего мышления. Я брал в руки камни и представлял, что это планеты, что там есть своя жизнь... Многие свои детские фантазии я потом претворил в фильмах.

Мне нравится, что в природе всё идёт по кругу — весна, лето, осень, зима. Но люди пробуют выйти из этой системы. В один прекрасный момент они заявляют: «О, мы контролируем природу». Это самое грустное заблуждение человечества... Природа контролирует всё. Мы должны принять это и быть умными колёсиками в этом огромном колесе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах