Будущий чехословацкий дипломат взлетел на небосклоне советского кино, заставил колотиться в ритме кальмановской музыки сердца миллионов поклонниц, а потом так же стремительно исчез в дебрях международных отношений, оставив в памяти впечатлительных дам неизгладимый образ благородного красавца. Больше четверти века зрители не имели никакой информации о своем кумире.
После выхода в 1982 году на телевизионные экраны картины «Принцесса цирка» женщин и девушек Страны Советов охватила эпидемия влюбленности: предметом обожания стал умопомрачительный красавец Мистер Икс, герой музыкального фильма, поставленного по оперетте Имре Кальмана. Страсти не остывают до сих пор и волнообразно накрывают страну после очередного показа ленты по центральному телевидению. Их накал не ослабевает еще и потому, что таинственный «Мистер Икс» - дипломат по образованию, персона не публичная, не балует глянец подробностями личной жизни и в пример нынешним звездам-однодневкам не издал мемуары. Нынешнее интервью с Игорем Кеблушеком – наш подарок всем его верным поклонницам.
Заметка на полях:
Игорь Кеблушек родился 15 сентября 1958 года в словацком городе Гандлова в семье дипломатов. Мать, уроженка Ленинградской области, и отец-словак окончили МГИМО и стали одной из первых студенческих «интернациональных» семей. Эмил Кеблушек был крупным чехословацким дипломатом, поэтому детство маленький Игорь проводил в экзотической Африке и ставшей затем родной Праге. При выборе профессии сомнений не было: продолжение семейных традиций, а значит - учеба в МГИМО. После окончания института с «красным дипломом» Кеблушек год служил в чехословацкой армии. Затем были несколько лет работы в Брюсселе, в посольстве ЧССР. После распада Чехословакии в 1992 году Игорь Кеблушек остался жить и работать в Праге, но ушел из дипломатии. Сейчас он - успешный предприниматель. Вместе с женой Ренатой Игорь воспитывает двоих сыновей – трехлетнего Кристиана и четырехмесячно Адриана. 22-летний Андрей, сын от первого брака, учится на юридическом факультете университета в городе Пльзень.
Место встречи изменить нельзя
В кинематограф Игорь Кеблушек попал по закону случайной закономерности, который формулируется так: быть в нужном месте в нужное время. Итак, время – год 1982, место – буфет Большого театра. Именно там юного красавца заметила режиссер Светлана Дружинина, подбиравшая главного героя для своей очередной картины «Принцесса цирка». Расспросив молодого человека о том, кто он, где учится и согласен ли попробовать себя в кино, пригласила на пробы на «Мосфильм». Этой «театральной» встрече Игорь не придал особого значения; когда ассистент режиссера разыскал его в институтском общежитии, парень был искренне удивлен.
Дело в том, что Светлана Дружинина в тот вечер пришла в Большой смотреть балет «Спартак» с чисто практической целью: пригласить Мариса Лиепу, гениального балетного артиста, на заглавную роль в своем фильме. Но, увидев молодого Кеблушека, была поражена не только его природной красотой, но и естественным благородством манер, статью и неподражаемым «заграничным» шармом. Потом она признавалась, на какие хитрости пришлось идти, чтобы утвердить в роли Мистера Икс чехословацкого, а не советского студента. По придуманной ею легенде Кеблушек «стал» прибалтийским гражданином, и бюрократические проблемы отпали.
Перед тем, как дать окончательное согласие на съемки, Игорь спросил мнение отца. Тот ответил буквально афоризмом: «Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером!» Решение было принято. Вся семья поддержала студента, а после ошеломительного успеха «Принцессы цирка» для русских родственников Игорь стал гордостью! Успела посмотреть фильм и порадоваться за сына мама, в то время уже тяжело болевшая.
Команда молодости нашей
- Игорь, а как успевали одновременно сниматься и учиться в МГИМО, причем на «отлично»?
- Съемки шли несколько месяцев, на тот момент я заканчивал четвертый курс, готовился к экзаменам. Выкраивали время ночью: студийная машина часов в 9-10 вечера забирала меня из общежития в Черемушках, а далеко за полночь меня «возвращали» на то же место. Съемки были и тяжелой работой, и авантюрным приключением одновременно.
- Не было соблазна сниматься еще?
- Соблазна не было, а предложений было много. Наверное, я не так сильно «заразился» вирусом кинематографа и реально отдавал себе отчет, что есть временно, а что - постоянно. Актерство – не моя стихия, я не публичный человек. В интервью меня постоянно спрашивают, не жалею ли я, что не продолжил сниматься. Нет, не жалею. Мне достаточно было своих 15 минут славы, как говорил Энди Уорхол.
- Поддерживаете ли сейчас какие-то контакты с бывшими коллегами по съемочной площадке?
- Да, безусловно. Мы в очень теплых отношениях с режиссером Светланой Дружининой и ее мужем, оператором Юрой Мукосеем; виделись с Юрой Морозом и Леной Шаниной – в разное время они приезжали на Карловарский фестиваль.
Меня не устает удивлять, как долго в России помнят и любят фильм «Принцесса цирка». Пару лет назад, после долгих колебаний, я принял приглашение от устроителей Амурского кинофестиваля стать его почетным гостем. Я был просто поражен, как там, практически на краю света, меня с невероятной теплотой и искренней радостью встречали и простые зрители, и известные киноартисты. Огромным сюрпризом была встреча с Илзе Лиепе, дочерью Мариса Лиепы. Вообще, совершенно незабываемая поездка со множеством символичных параллелей: Прага и Благовещенск лежат на одной географической широте, кстати. А близость Китая косвенно напомнила мне о маме: она за время учебы в институте выучила китайский язык. Наверное, эта дальневосточная «киноэкспедиция» стала своеобразной логической точкой всей моей кинематографической истории: Мистера Иск помнят и по прошествии четверти века, значит, работа была сделана не так уж плохо.
Элитное братство
- На самом деле, с Россией Вас связывают не только съемки фильма, но и гораздо более тесные узы: родственники по материнской линии, друзья по Институту международных отношений…
- Конечно, Вы совершенно правы. Фильму я благодарен за яркую страничку в жизни, но это был лишь случай: красивый, но эпизодический. С родными, живущими в Москве, мы с младшим братом поддерживаем тесную связь. А вот учебу в МГИМО я бы назвал хорошей, качественной платформой в жизни, благодаря которой сейчас уверенно стою на ногах. О качестве образования не стоит даже говорить – институт до сих пор принадлежит к элите российских вузов. Он мне помог исполнить мечту – стать дипломатом, выучить иностранные языки, работать с интересными людьми, побывать в разных точках мира. Я горд, что имею диплом такого учебного заведения и считаю учебу в нем большой удачей.
- Несколько лет Вы являетесь членом Ассоциации выпускников МГИМО...
- Институт всячески поддерживает связи со своими питомцами, несмотря на то, что география проживания бывших студентов давно уже не ограничивается Россией или Европой. В Чехии тоже есть такое общество. Не могу точно сказать, какой процент выпускников института остался в политике и работает, так сказать, по специальности. После «бархатной революции», а особенно после распада Чехословакии, многие здешние ребята ушли в предпринимательство, начали свой бизнес: кто в Чехии, кто в Словакии, кто вообще уехал за границу. Но связи мы поддерживаем, в этом «мгимошники» - сильная команда.
- Вы ведете собственный бизнес в Чехии?
- Да, более пятнадцати лет я вне большой политики. Хотя без политики в большом бизнесе не обойтись. Поэтому могу смело сказать, что я оставил только государственную службу, но не свою профессию. Расширил рамки интересов, скажем так.
Одна из моих фирм работает в рекламной сфере: мы предоставляем клиенту полный сервис – от разработки фирменного стиля до осуществления презентации в Чехии и за рубежом.
Работаем в области консалтинга с местными и иностранными клиентами, в том числе российскими бизнесменами и компаниями. Сейчас развиваю девелоперское направление еще одной своей фирмы: не так давно поступили очень интересные предложения из Белоруссии, рынок которой мне видится перспективным.
Как видите, связи с Россией и сопредельными с ней государствами не только не теряю, но и стараюсь их всячески развивать. Потенциал рынка стран СНГ огромный, но Чехия в силу ряда причин недостаточно использует возможности по его освоению. Думаю, именно здесь наша Ассоциация выпускников МГИМО могла бы проявить большую активность и использовать весь свой богатый профессиональный опыт и связи. В большой политике сейчас у руля люди моего поколения, так что кому, как не нам разрушать устаревшие стереотипы и на их месте строить более гибкие отношения? Звучит, быть может, несколько пафосно, но, согласитесь, тема взаимоотношений наших стран давно нуждается в активных действиях, а не в словах.
- Игорь, спасибо за Ваше время и ответы на вопросы. Думаю, многим читателям встречей с Вами мы сделали большой подарок.
- Я, в свою очередь, рад воспользоваться возможностью поблагодарить тех зрительниц, которые в своих многочисленных письмах, а теперь уже - и интернет-посланиях вспоминают мою скромную роль в фильме «Принцесса цирка». Спасибо за верность, за любовь, за искренность. Всего этого я желаю им; пусть в нашем рациональном мире будет место и для романтики.
Сайт AIF.RU благодарит журнал «Чехия Панорама» за предоставленный материал