Отмечает он их по-актёрски - снявшись в большой приключенческой картине Сергея Жигунова «Три мушкетёра». Взгляды знаменитого артиста удивительно совпали с политической позицией его героя.
Всё растащат!..
Ольга Шаблинская, АиФ.ru: Василий Семёнович, ваш кардинал - персонаж не то что неоднозначный, а склизкий даже, вечно плетёт интриги...
Василий Лановой: Послушайте, что говорят о Сталине или Иване Грозном, о других правителях, для которых интересы государства первоочередные. Держава для лучших людей страны всегда была самой главной заботой. И мой Ваше Высокопреосвященство из таких, из государственников. Для него главное - величие страны. Мне кажется, если бы Ришелье жил в XX веке, то был бы как Сталин. Держал бы страну вот так! (Сжимает кулак.) Государственник должен быть у руля! Это сегодня есть в нашей стране, что меня очень радует. А интриги Ришелье… Ну да, плетёт. Но почему? Ради чего всё?! Ради державы!
- То есть, по-вашему, цель оправдывает средства?
- Абсолютно! Руководители-державники понимают: если распустить либеральные течения, дать полную и иногда бессмысленную свободу, то всё распадётся. Это в Люксембурге можно быть очень демократичным или в Швеции. В любой стране вот такусенькой величины (показывает крохотный кружок). А если это Россия, трудно себе представить, что станется, если немножко отпустить вожжи! Через 2 дня государства не будет! Негативное отношение к диктаторам, говорите? Это у кого?! У тех, кто хотел бы полную расхлябанную свободу?! Именно с ней Иван Грозный боролся своей железной рукой. Иначе бояре растащили бы страну (и растаскивали!). Вон, главный враг Курбский либеральничал. (Очень иронично.) Желал свободы, вольности! Ну и чем кончилось? Уехал, удрал на Запад! Так что я - за сильную государственную руку. Иначе... Столько ртов открывалось на Россию за её историю! Если правителю не быть жёстким, сильным, то сожрут страну в два счёта! А как только напускают сопли наши либералы, всё, привет!
- Выражаясь современным языком, вы не в тренде, Василий Семёнович! Нынче в моде слова «демократия» и др.
- Я дитя войны, и меня уже трудно переубедить в обратном. Для нас держава важнее частных успехов. Моё поколение военное. Помните, как у Карамзина? «Дети войны быстрее взрослеют и быстрее различают ложь и истину». И в годы войны, и позже главной заботой людей было - как поднять страну. Поэтому очень быстро восстанавливались многие производственные сферы, продовольственные карточки уже через 2 года отменили. А в Европе, кстати, ещё долго по ним отоваривались. В 1957-м у нас уже паритет с Америкой по оружию был. Невиданно, фантастика - после того, что страна была разрушена до руин!.. А всё потому, что люди тогда были государственники. Патриоты. А демократия ваша... Желание свободы когда-то привело Францию к Великой революции. И что стало со страной после этого? Ножи-гильотины появились, головы полетели. Столько людей погибло. Жесточайшая вещь - эта революция, после неё вся Европа начала взрываться изнутри. Это то же самое, что «арабская весна» сейчас, которую американцы организовали. Жили люди себе спокойно. Но США решили построить там демократию на свой лад, и всё взорвалось. Вот вам и либерализм!
«Ахаю и удираю»
- Наши политики задаются вопросом, какой сегодня может быть национальная идея России.
- Воровать надо меньше! Не только им. Всем. Духовность важна. Когда стыдно украсть, обмануть. Не зря великие прежде всего о нравственности заботились - основе культуры и науки. А если нравственные критерии теряются - то, что сегодня происходит, - это приводит к громадным потерям и даже угрозе для общества. Наша великая культура может стать российской национальной идеей. Это для любого общества кислород. Когда его меньше, люди начинают задыхаться. Это эфемерная материя, руками не потрогаешь, но без неё пропадёт любое хорошо экономически выстроенное государство. Промышленность, конечно, тоже важна, надо что-то есть, но потом культура и нравственность. Сергей Фёдорович Бондарчук, у которого я снимался, говорил: их всех, молодых парней, пришедших во ВГИК с войны, Герасимов и другие режиссёры-педагоги сразу приобщили к русской классике - Толстой, Пушкин. Потому что классика - это самый великий педагог. И в воспитании, и в нравственности, и в общественном поведении. И так будет всегда. А Михаил Юрьевич Лермонтов? Который с людьми не разговаривал, а разговаривал с Богом, с дьяволом... Не зря Толстой сказал: «Если бы этот мальчик не ушёл так рано, ни во мне, ни в Достоевском не было бы потребности». Лучшее в классической культуре никогда не должно забываться и заслоняться модерновыми и авангардистскими течениями. А когда наше наследие в одночасье сбрасывается со счетов, вот тогда и появляются голые танцующие бабы в церквах!
- У вас в этом году киноюбилей - 60-летие. Если на прошлое оглянуться - везёт вам на аристократические роли...
- Это от рождения. (Смеётся.) Я в селе Стрымба вырос, на Украине, где коров много. Это, наверное, поспособствовало «королевским» ролям! Так получилось, что я играл и Вронского, и Анатоля Курагина, и других полуинтеллигентов. А в театре вообще самые разные были персонажи. Актёр - лицедей, делает лица. А любимая роль - в «Полосатом рейсе». Это моя первая и последняя комедия. Я там только ахаю и мгновенно удираю. И всё! Почему любимая? Потому что там ошибиться некогда!