Примерное время чтения: 7 минут
76229

Спагетти по-русски. «Невероятным приключениям итальянцев...» - 40 лет

АиФ №3. Добро пожаловать к нашей трубе! 15/01/2014 Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», режиссеры Эльдар Рязанов и Франко Проспери, 1973 год.
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», режиссеры Эльдар Рязанов и Франко Проспери, 1973 год. www.russianlook.com

Эльдар Рязанов работать над этим фильмом отказывался и даже посочувствовал будущему режиссёру: «Мне жаль того, кто будет это снимать!» 

Хотя заявку сценария о похождениях итальянцев в СССР - «Спагетти по-русски» - ещё в 1970 г. подали в Госкино именно Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Но киноначальству идея не понравилась: итальянцы вышли какие-то уж очень алчные и жуликоватые! Правда, вскоре этому портрету нашлось неожиданное «подтверждение» - итальянская кинокомпания «Дино ди Лаурентис» после совместного проекта, фильма «Ватерлоо», задолжала «Мосфильму» деньги. Чтобы эту ситуацию разрешить, нужно было срочно затеять новую совместную работу. Вот отвергнутая заявка и пригодилась! Но на этот раз история про жадных итальянцев не устроила синьора ди Лаурентиса. Понравилось ему участие живого льва, и он заказал фильм-погоню со множеством трюков. Рязанов снимать фильм по такой заявке сначала не собирался. Но пришлось.

Все усилия и риск актеров обернулись успехом. В СССР фильм собрал 50 млн за первый же год проката и до сих пор остаётся уникальным опытом и в жанре трюкового кино
Все усилия и риск актеров обернулись успехом. В СССР фильм собрал 50 млн за первый же год проката и до сих пор остаётся уникальным опытом и в жанре трюкового кино. Фото: www.russianlook.com

Цена трюка

Рязанов впервые снимал комедию, где трюк - не «гарнир», а содержание. Дело осложнялось ещё и тем, что итальянцы экономили буквально на всём: на количестве дублей, на плёнке, на времени. Правда, для многочисленных сцен автомобильной погони расщедрились - было закуплено по пять «Жигулей» и «Москвичей» и ещё два «Фиата». Загнанные многочасовыми съёмками, актёры-итальянцы (трое мужчин и одна красавица - Антония Сантилли) вскоре наябедничали своему продюсеру: устали, мол, больше в таком ритме и с таким риском работать не можем! Дублёров привлекали нечасто - даже с разведённого моста на плывущий теплоход прыгали без страховки с 5 метров не каскадёры, а молодые цирковые артисты - впервые в своей жизни. Наш Андрей Миронов в роли офицера милиции, приставленного опекать группу интуристов-кладоискателей, мужественно спускался с 6-го этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке; зависал на руках на высоте 15-этажного дома на разведённом мосту над плывущим теплоходом (нужен был крупный план лица героя), перебирался на скорости 60 км/час по 11-метровой лест­нице с пожарной машины на крышу «жигулёнка» и залезал через окно в его салон. Наверняка любой, кто хоть раз смотрел «Невероятные приключения...», помнит сцену посадки Ту-134 на шоссе с едущими машинами. Кадр действительно уникальный в мировом кино. А сняли его во многом за счёт всё того же извечного русского авось! Скорость самолёта - 900 км/час. Под шоссе «загримировали» резервную взлётно-посадочную полосу ульяновского учебного аэродрома при лётной школе. Машины собрали личные, принадлежащие тамошним пилотам, они же и рулили. Министерство авиации письменного разрешения на такие съёмки с явным нарушением всех инструкций не дало. Сняли! Шесть дублей - и каждый раз лётчик-ас, замначальника Ульяновской лётной школы Иван Таращан безупречно сажал лайнер на полосу и красиво ехал среди автомобилей!

Итальянцы заказали фильм-погоню
Итальянцы заказали фильм-погоню. Фото: www.russianlook.com

А перевёрнутый «Москвич» на крыше мчащихся «Жигулей»? А их перелёт в 40 метров через речку? А «Москвич», плывущий под водой? Кстати, аналогичные кадры «проплыва» машины спустя 26 лет Рязанов повторил в «Старых клячах». 

«Лев устал!»

«В этом городе львов больше, чем жителей!» - в отчаянии восклицает в фильме один из заморских кладокопателей. И тут группу алчущих осеняет: лев-то, стерегущий бабушкин клад, мог быть и живым! И вот он, в клетке в Зоологическом саду.

Андрей Миронов был единственным актёром, кто согласился сняться в трёх дублях подряд в непосредственном общении с живым хищником! А итальянцы боялись льва просто панически
Андрей Миронов был единственным актёром, кто согласился сняться в трёх дублях подряд в непосредственном общении с живым хищником! А итальянцы боялись льва просто панически. Фото: www.russianlook.com

Льва-артиста звали Кинг. Ко времени съёмок он уже был знаменитостью - воспитывался в Баку, в семье архитектора Берберова, в небольшой квартире, где супруги проживали с двумя детьми. У Кинга было трудное детство - в зоопарке он родился хилым, его хотели усыпить. Семья Берберовых «усыновила» отказника и прославилась на весь мир. Забегая вперёд, скажем, что Кинг был застрелен как раз во время съёмок «Приключений» уже в Москве, близ «Мосфильма». Гуляя, как всегда, на воле, он по недосмотру хозяев напал на человека и был убит проходившим мимо милиционером.

А пока… Кинг снимается у Рязанова. Месяц перед съёмками вся семья живёт под Ленинградом в специально снятом доме - льву необходима акклиматизация. Царь зверей вполне оправдывал своё гордое звание - работать не желал, капризничал, лентяйничал. Чего стоило заставить льва бегать по городу, прыгать в окно, а особенно - плыть по реке! Он ленился даже лапу поднять, чтобы ударить в кадре по «драгоценной» шкатулке. По словам Рязанова, «сонное, симпатичное и добродушное животное» принесло массу проблем: «Я для себя решил, что это первая и последняя моя картина, где принимали участие представители фауны».

Рязанов впервые снимал комедию, где трюк - не гарнир, а содержание
Рязанов впервые снимал комедию, где трюк - не «гарнир», а содержание. Фото: www.russianlook.com

Андрей Миронов был единственным из актёров, кто согласился сняться в трёх дублях подряд в непосредственном общении с живым хищником! А итальянцы боялись льва просто панически. Тем более что накануне съёмки с Мироновым зверь не то всерьёз, не то играючи зацепил-таки одного из заморских артистов, доведя его до «скорой». Но в итоге все усилия и риск обернулись успехом. В СССР фильм собрал 50 млн за первый же год проката и до сих пор остаётся уникальным опытом и в жанре трюкового кино, и в суперпрофессиональном способе съёмок «чисто по-русски».

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах