Эльдар Рязанов работать над этим фильмом отказывался и даже посочувствовал будущему режиссёру: «Мне жаль того, кто будет это снимать!»
Хотя заявку сценария о похождениях итальянцев в СССР - «Спагетти по-русски» - ещё в 1970 г. подали в Госкино именно Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Но киноначальству идея не понравилась: итальянцы вышли какие-то уж очень алчные и жуликоватые! Правда, вскоре этому портрету нашлось неожиданное «подтверждение» - итальянская кинокомпания «Дино ди Лаурентис» после совместного проекта, фильма «Ватерлоо», задолжала «Мосфильму» деньги. Чтобы эту ситуацию разрешить, нужно было срочно затеять новую совместную работу. Вот отвергнутая заявка и пригодилась! Но на этот раз история про жадных итальянцев не устроила синьора ди Лаурентиса. Понравилось ему участие живого льва, и он заказал фильм-погоню со множеством трюков. Рязанов снимать фильм по такой заявке сначала не собирался. Но пришлось.
Цена трюка
А перевёрнутый «Москвич» на крыше мчащихся «Жигулей»? А их перелёт в 40 метров через речку? А «Москвич», плывущий под водой? Кстати, аналогичные кадры «проплыва» машины спустя 26 лет Рязанов повторил в «Старых клячах».
«Лев устал!»
«В этом городе львов больше, чем жителей!» - в отчаянии восклицает в фильме один из заморских кладокопателей. И тут группу алчущих осеняет: лев-то, стерегущий бабушкин клад, мог быть и живым! И вот он, в клетке в Зоологическом саду.
Льва-артиста звали Кинг. Ко времени съёмок он уже был знаменитостью - воспитывался в Баку, в семье архитектора Берберова, в небольшой квартире, где супруги проживали с двумя детьми. У Кинга было трудное детство - в зоопарке он родился хилым, его хотели усыпить. Семья Берберовых «усыновила» отказника и прославилась на весь мир. Забегая вперёд, скажем, что Кинг был застрелен как раз во время съёмок «Приключений» уже в Москве, близ «Мосфильма». Гуляя, как всегда, на воле, он по недосмотру хозяев напал на человека и был убит проходившим мимо милиционером.
А пока… Кинг снимается у Рязанова. Месяц перед съёмками вся семья живёт под Ленинградом в специально снятом доме - льву необходима акклиматизация. Царь зверей вполне оправдывал своё гордое звание - работать не желал, капризничал, лентяйничал. Чего стоило заставить льва бегать по городу, прыгать в окно, а особенно - плыть по реке! Он ленился даже лапу поднять, чтобы ударить в кадре по «драгоценной» шкатулке. По словам Рязанова, «сонное, симпатичное и добродушное животное» принесло массу проблем: «Я для себя решил, что это первая и последняя моя картина, где принимали участие представители фауны».
Андрей Миронов был единственным из актёров, кто согласился сняться в трёх дублях подряд в непосредственном общении с живым хищником! А итальянцы боялись льва просто панически. Тем более что накануне съёмки с Мироновым зверь не то всерьёз, не то играючи зацепил-таки одного из заморских артистов, доведя его до «скорой». Но в итоге все усилия и риск обернулись успехом. В СССР фильм собрал 50 млн за первый же год проката и до сих пор остаётся уникальным опытом и в жанре трюкового кино, и в суперпрофессиональном способе съёмок «чисто по-русски».