Фильм «Рай» Андрея Кончаловского в начале сентября был отмечен «Серебряным львом» за лучшую режиссуру на 73-м Венецианском кинофестивале, а на днях его покажут на международном кинофестивале, который состоится в Рио-де-Жанейро. Но самое важное, что эта драматическая лента народного артиста РСФСР выдвинута от России на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». АиФ.ru рассказывает о картине, которую так высоко оценивают критики.
Когда ждать?
Перед тем, как приступить к описанию картины Кончаловского, стоит объяснить, почему премьера фильма, который представляет нашу страну на серьёзных зарубежных кинофестивалях, для многих зрителей осталась незамеченной. Большинство даже не видели афиши «Рая», и не случайно — до широкого проката картины дело пока не дошло.
На сегодняшний день у ленты Кончаловского нет кинопрокатчика — продюсерский центр мэтра продолжает вести на этот счёт переговоры. Однако, согласно регламенту «Оскара», претендовать на звание «Лучшего фильма на иностранном языке» могут лишь те работы, которые были в коммерческом прокате не менее семи дней с 31 сентября 2015 года до 1 октября 2016 года. И чтобы не нарушать правила, установленные Американской киноакадемией, в московском кинотеатре «Пионер» в конце сентября устроили неделю кинопоказов обсуждаемого фильма, билеты на которые раскупили очень быстро (в дело даже пошли дополнительные «места на подушках», которые приобретали зрители, чтобы расположиться в зале на ступеньках).
Стоит отметить, сам Кончаловский говорил, что хотел бы видеть «Рай» в широком прокате в феврале 2017. Хороший выбор, учитывая, что церемония «Оскар» в этом году назначена на 26 февраля, а начало года в мире кино традиционно посвящено обсуждению «оскаровских» номинантов. Скорее всего, кинопрокатчики прислушаются к пожеланию знаменитого режиссёра, и до выхода картины на экраны нам придётся ждать не меньше 4 месяцев.
Другое дело, войдёт ли «Рай» в шорт-лист номинантов на «Оскар»? Ответа на этот вопрос не знает никто, однако в его пользу выступает большое международное имя режиссёра (он дважды лауреат Венецианского кинофестиваля), хорошие отзывы западных критиков о фильме и тема холокоста, которую так любит Американская киноакадемия.
Что ждать?
Действие «Рая» происходит во Франции в 1942 году. Русскую эмигрантку и участницу французского сопротивления Ольгу Каменскую (Юлия Высоцкая) задерживает полиция за то, что она пыталась спасти еврейских детей. Полицейский-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен) готов пойти ей на уступки, но сам оказывается убит, и молодая женщина попадает в концлагерь. Там Ольга встречается со своим старым знакомым, а ныне высокопоставленным офицером СС Хельмутом (Кристиан Клаус), который вступил в ряды СС в мечтах создать рай на земле.
История выглядит незамысловатой, однако за темой холокоста стоит куда больше, чем может показаться на первый взгляд. На самом деле, Кончаловский снимал фильм не о преследовании евреев, а о духовном насилии и зле, которое ежедневно происходит во всём мире. Множество людей искренне верят, что творят добро, но на самом деле заблуждаются. Пока нацисты в «Рае» рассуждают о счастливом будущем, в лагерях умирают дети, пока говорят о сокровищах мировой литературы, в газовой камере задыхается возлюбленная Чехова, и этот список можно продолжать бесконечно...
Не случайно в фильме возникает имя Чехова (по сюжету Чехов — любимый писатель одного из главных героев — офицера Хельмута). Этот автор особенно дорог режиссёру — на театральной сцене Кончаловский поставил все четыре пьесы классика, а в «Рае» тонко провёл параллель между невестой Чехова, погибшей в концлагере, и героиней Высоцкой, которая, между прочим, тоже является реальным историческим персонажем.
Образ Ольги Каменской списан с русской эмигрантки и участницы французского сопротивления княгини Оболенской. За исполнение этой непростой роли Высоцкую уже успели и поругать, и похвалить. Ругали за то, что во многом она скопировала свою Соню из спектакля Кончаловского «Дядя Ваня», однако нельзя не отметить, что актрисе удалось блистательно передать трансформацию героини от бесстрашной и модной эмигрантки до униженной и оскорбленной узницы концлагеря. Во всех отношениях это было непросто: специально для этой роли Высоцкая была вынуждена побриться налысо, чем шокировала своих поклонников и многих читателей глянцевых журналов.
Без сомнения, каждому, кто увидит «Рай» Кончаловского запомнятся не только его сюжет, герои, но и формат повествования. И речь даже не о чёрно-белой плёнке, выбор которой сам режиссёр объясняет очень просто: «Я думаю, что тема холокоста настолько банализирована, что теперь 200 человек очень худых людей еврейской внешности в этих полосатых пижамах очень часто выглядят так, как опера Верди “Набукко”. Особенно если снимать в цвете. Просто потому, что банализируется тема, а не суть». А о формате исповеди: три главных героя фильма с первых же минут помещены в некое условное пространство и время. На камеру они говорят монологи о своей жизни, а их рассказы иллюстрируются эпизодами из прошлого. Не каждый зритель сразу поймёт, что перед камерой уже погибшие люди, и это их самая настоящая исповедь, когда уже нечего скрывать и незачем лукавить. И тем страшнее оказываются признания немецкого высокопоставленного офицера Хельмута, который даже после смерти уверен, что убийства миллионов невинных людей совершались во имя прав человека, демократии и свободы.