Примерное время чтения: 10 минут
1175

От Золушки до Буратино. 10 лучших советских сказок для детей

Сюжет Наше старое кино

Советские кинематографисты сняли огромное число фильмов со сказочными мотивами. Среди них были экранизации народных сказок и литературных произведений, были и оригинальные истории, созданные, так сказать, по мотивам тех или иных сюжетов. Но у всех этих сказок было одно общее — дети их искренне любили и с удовольствием пересматривали, а потом показывали своим детям и внукам. И эта преемственность поколений стала составной частью того культурного кода, который до сих пор объединяет всё постсоветское пространство. Кто не помнит, что сказал Паж и ученик Феи Золушке, почему Марфуша стала «королевишной» и какой «должок» требовал у царя Еремея подводный царь Чудо-Юдо Беззаконное?..

 «Золушка», 1947

Режиссеры: Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро

Уолт Дисней снял свою версию «Золушки» только в 1950-м, и советские режиссеры успели первыми. Сам фильм собирались делать цветным, но в итоге отказались от этого из-за возможных проблем; колоризацию картины провели только в 2010 году. В «Золушке» было много любопытных моментов — например, роль заглавной героини, которая по сюжету была юной девушкой, играла 37-летняя актриса Янина Жеймо; впрочем, на экране разница в возрасте между Золушкой и Принцем (34-летний Алексей Консовский) была незаметна, а юные зрители легко принимали условность происходящего. Ну а фраза Пажа: «Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса», — действительно стала народной, как и реплика Мачехи (Фаина Раневская): «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде».

«Королевство кривых зеркал», 1963

Режиссер Александр Роу

Александр Роу и Александр Птушко — два великих советских киносказочника, которые сняли столько любимых юными зрителями фильмов, что остается лишь удивляться. «Королевство кривых зеркал» — экранизация сказки Виталия Губарева про путешествие в зазеркалье, мир в котором, как и у Льюиса Кэрролла, приходится спасать обычной девочке, пусть и с помощью друзей. Отметим, что в «Королевстве» одну из немногих своих ролей в кино (Анидаг) сыграла Лидия Вертинская, супруга певца Александра Вертинского и мать актрис Анастасии и Марианны Вертинских.

«Морозко», 1965

Режиссер: Александр Роу

Ещё одна работа Роу, чисто сказочное воплощение древнеславянских представлений о духе зимы, который и наказать может, и одарить небывалым подарком, если получит правильный ответ на простой вопрос: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красная?» Киноведы ещё после выхода фильма отмечали, что в «Морозко» зрители любого возраста могли найти что-то своё — кому-то по душе была Настенька (Наталья Седых), кому — её сводная сестра Марфушка (чуть ли не первая роль Инны Чуриковой). А кто-то болел и за Ивана (Эдуард Изотов).

«Три толстяка», 1966

Режиссеры: Алексей Баталов и Иосиф Шапиро

У Баталова этот фильм — самый известный в его режиссерской ипостаси, но он в нем сыграл и одну из главных ролей, гимнаста Тибула. Впрочем, главной звездой фильма была юная Лина Бракните, которая стала звездой, но в кино не осталась, предпочтя совсем другую жизнь. Сам сюжет — это сказка Юрия Олеши, самое известное произведение этого писателя, которого сейчас и помнят в основном как автора «Трех толстяков».

«Волшебная лампа Аладдина», 1966/1967

Режиссер: Борис Рыцарев

Рыцарев — это режиссер того поколения, которое подхватило знамя киносказок после ухода из жизни Роу и Птушко. Снимать он начал ещё в шестидесятые, и сказка об Аладдине — первая его работа в этом жанре, но именно она подарила и образ этого героя (его сыграл Борис Быстров), и вполне сказочный образ его возлюбленной, принцессы Будур (Додо Чоговадзе).

«Вий», 1967

Режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачев, Александр Птушко

Один из немногих советских фильмов в жанре «хоррор» мог не стать настолько известным, если бы его до конца делали режиссеры-дебютанты Ершов и Кропачев. Но им на помощь был направлен Птушко, который и превратил экранизацию произведения Гоголя в тот фильм, который до сих пор вызывает у зрителей определенный страх, хотя, конечно, спецэффекты шестидесятых сейчас выглядят весьма наивно. Но Хома Брут в исполнении Леонида Куравлёва и панночка (первая кинороль Натальи Варлей) получились выше всяких похвал.

«Варвара краса — длинная коса», 1970

Режиссер: Александр Роу

Предпоследний фильм, снятый Роу, и, пожалуй, одна из лучших его работ. Сценарий написан на основе двух сказок — народной про Морского царя и Василия Жуковского про царя Берендея (отсюда по созвучию — царь Еремей). Примечательны два момента из этого фильма — рука, которая высовывалась из воды и напоминала царю про «должок» (в одной из сцен руку сыграл Борис Грачевский, будущий автор «Ералаша»), а также дьяк Афоня, который дал нянькам сонного настою («Почему же няньки спят / И на весь дворец храпят? / Потому что дьяк Афоня / Дал им сонного настоя»), сделавший это имя очень узнаваемым за несколько лет до фильма Георгия Данелии.

«Руслан и Людмила», 1973

Режиссер: Александр Птушко

Последний фильм великого советского киносказочника, снятый по поэме Александра Пушкина, считается вершиной творчества этого режиссера. Конечно, создавался он с трудностями — например, актера на роль Руслана пришлось менять в последний момент, когда стало понятно, что прошедший пробы Олег Видов не приехал (персонажа сыграл Валерий Козинец). В этом фильме Птушко собрал множество тогдашних достижений комбинированных съемок и показал зрителям величественную голову великана, а также полеты Черномора, которого, кстати, сыграл физик-ядерщик Владимир Федоров; Федоров потом часто снимался в ролях карликов — его рост был 130 см.

«Приключения Буратино», 1975

Режиссер: Леонид Нечаев

Фильм, который появился на свет вопреки всему и даже с помощью небольшого лукавства. Режиссер Леонид Нечаев получил на студии «Беларусьфильм» добро на съемку двухсерийного фильма, но у него не было сценария; тогда она взял сценарий многосерийного мультфильма, написанный Ириной Веткиной, исправил титульный лист — и приступил к съемкам. Конечно, на самом деле всё было намного сложнее, но в результате зрители получили прекрасный фильм, узнали про Буратино, выучили наизусть песенку о том, «как его зовут». Этот же дуэт потом подарил детям ещё один фильм — «Про Красную Шапочку».

«Новогодние приключения Маши и Вити», 1976

Режиссеры: Игорь Усов и Геннадий Казанский

Необычный новогодний мюзикл, который был снят, кажется, исключительно ради песен. Впрочем, сказка Павла Финна юным зрителям тоже понравилась — приключения верящей в чудеса девочки Маши и настоящего технаря мальчика Вити они смотрели с удовольствием. А ещё там были совсем не похожая на Георгия Милляра Баба Яга (этого персонажа сыграла актриса ленинградского театра музкомедии Валентина Кособуцкая, Беатриче из «Труффальдино из Бергамо») и Дикий Кот Матвей в блестящем исполнении Михаила Боярского, у которого уже были усы, но ещё не было мушкетерской шляпы Д’Артаньяна. Ну и группа «Дикие гитары», которые исполняли сочиненные Геннадием Гладковым пародии на ВИА того времени.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах