Примерное время чтения: 8 минут
8540

Последняя роль Вертинской. Как снимали «Королевство кривых зеркал»

Сюжет Наше старое кино
Лидия Вертинская в фильме «Королевство кривых зеркал».
Лидия Вертинская в фильме «Королевство кривых зеркал». Кадр из фильма

В СССР было два всем известных киносказочника, два Александра — Птушко и Роу. Оба работали в схожей манере, сценарии писали по мотивам русских сказок или классических произведений, и оба к началу 1960-х вышли, что называется, на пик формы. И по какой-то причине они почти одновременно решили снять фильмы по современным сказкам. Птушко остановился на написанной в 1940 году пьесе Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени»; его фильм вышел в 1964-м. А вот Александр Роу взялся за экранизацию повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».

Сказка — ложь

Журналист и писатель Виталий Губарев много сотрудничал с различным молодежными изданиями, одно время был главным редактором «Пионерской правды» и еще до войны получил известность как автор книги о Павлике Морозове. «Королевство...» он написал в 1951-м. Образ главной героини — маленькой девочки, которая попадает в страшный и жестокий мир по другую сторону зеркала, — он позаимствовал у своей дочери от первого брака. Правда, к тому времени тот брак уже распался, и написанную в необычном для него жанре книгу Губарев посвятил своей новой возлюбленной — актрисе Тамаре Носовой. Спрос на детскую литературу в то время был огромным, написанная хорошим языком повесть быстро стала популярной; вскоре появилась пьеса — ну а через несколько лет дело дошло и до экранизации.

Мир «Королевства...» — это пародия сразу на все западное общество. Очень условная, конечно, — потому что сказочная составляющая в повести перевешивает любые клише. К тому же текст оставлял и простор для мысленных игр — юные читатели самостоятельно отгадывали, что означают имена Гурд, Бар, Аксал, Топсед (в фильме он стал Йагупоп-ом) или Анидаг с Нушрок-ом. А в целом у Губарева получилось сделать сказку вне времени — из современности там только пионерский красный галстук у пионерки Оли и ее отражения Яло.

Две актрисы за 80 рублей

Как обычно и бывает в детских фильмах, исполнительниц главных ролей искали по всему Союзу. Нашли в Москве — 9-летние Оля и Таня Юкины учились в 337-й школе и понравились Роу своей непосредственностью и послушанием. Участники съемочной группы вспоминали, что сестры во всем слушались режиссера и добросовестно отрабатывали свои роли. Заплатили им, кстати, не слишком много — по 80 рублей; впрочем, сами съемки проходили в Крыму, на базе Ялтинской киностудии — да еще и летом. В общем, у них получились каникулы на море, во время которых приходилось работать.

«Королевство кривых зеркал».
«Королевство кривых зеркал». Фото: Кадр из фильма

А вот на остальные роли Роу взял хорошо знакомых ему актеров. Носова (она сыграла тетушку Аксал) играла в «Молодой гвардии» и в «Карнавальной ночи», снималась у Птушко в «Илье Муромце» и у Роу в «Новых похождениях Кота в сапогах». Татьяна Барышева (бабушка Оли) играла еще в «Василисе Прекрасной» 1939 года; Анатолий Кубацкий (король Йагупоп LXXVII) — в «Коте в сапогах», «Марье-искуснице», да и после «Королевства...» появлялся в работах режиссера. Аркадий Цинман (министр Абаж) и Андрей Файт (министр Нушрок) были уже опытными характерными актерами — и после этого опыта Роу приглашал их в свои фильмы. Ну и, конечно, Георгий Милляр, который был буквально талисманом советских сказок — в «Королевстве...» он исполнил сразу три роли: церемониймейстера, вдовствующей королевы и возчика.

«Королевство кривых зеркал».
Тамара Носова в фильме «Королевство кривых зеркал». Фото: Кадр из фильма

Из Феникса в Анидаг

Лидия Вертинская актрисой не была — ни по образованию, ни по стремлению. Она родилась в Харбине, где на КВЖД работал ее отец. Там же в 17 лет познакомилась с известным певцом-эмигрантом Александром Вертинским, через два года вышла за него замуж — и вместе они вернулись в СССР. Вертинского советская власть не преследовала, но и не поощряла — были трудности с концертами, с выпуском пластинок. Лидия родила двух дочерей Марианну и Анастасию (обе стали известными актрисами), по настоянию мужа окончила художественный институт имени Сурикова. А в кино попала случайно — Птушко уговорил ее сыграть птицу Феникс в его «Садко» 1952 года.

Характерная аристократическая внешность Вертинской привлекала кинематографистов, но в 1950-х у нее было всего четыре роли. Кроме «Садко» она снялась у Григория Козинцева в «Дон Кихоте», где сыграла герцогиню, и у того же Роу в «Коте в сапогах», где была «молодой колдуньей». В 1960-х она уже не снималась — и сделала лишь одно исключение все для того же Роу и его «Королевства кривых зеркал». Впрочем, эти пять ролей Вертинской дорогого стоят — сыграв их, она навсегда стала для зрителей настоящей актрисой, пусть и без диплома.

«Королевство кривых зеркал».
«Королевство кривых зеркал». Фото: Кадр из фильма

Успех? Успех!

В советский прокат «Королевство кривых зеркал» вышло в конце августа 1963 года. Хитом фильм, конечно, не стал, его посмотрели 14,4 млн зрителей, но надо учитывать, что он изначально предназначался исключительно юной аудитории, которую «выбрал» практически всю. Впрочем, в те годы считалось, что картина окупается, если количество зрителей больше 7 миллионов — так что с этой точки зрения «Королевство...» было очень успешным.

Для юных актрис-близняшек Юкиных успех картины стал событием — их узнавали, им писали, их любили. Много позже они вспоминали, что очень хотели повторить тот опыт, буквально осаждали Роу — и тот даже снял их в своей следующей сказке «Морозко», — но полноценной карьеры в кино не получилось ни у Ольги, ни у Татьяны. Ольга, правда, пыталась поступить в театральный, но провалила экзамены. Потом они с сестрой много лет проработали в «Интуристе» — их уволили только в 1995-м. Скончались они рано — Ольга в 2005-м на 52-м году жизни, а Татьяна — в 2011-м.

Исполнитель роли Гурда Андрей Стапран (на момент съемок ему было 16 лет) тоже попал в кино случайно, пройдя пробы, — и тоже актером не стал, хотя и его Роу взял в «Морозко» в небольшой эпизод. Но вот с кино он оказался связан — как пишут в СМИ, Стапран окончил режиссерский факультет ВГИКа и снимал научно-популярные фильмы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах