Главный редактор киносайта Filmpro Иван Кудрявцев рассказал журналистам «Lenta.ru», почему авторское кино не привлекает массового зрителя, и объяснил, какие отечественные фильмы смогут конкурировать с голливудскими.
По словам Кудрявцева, чтобы добиться успеха в киноиндустрии, российские режиссёры должны отказаться от собственных амбиций и не ждать признания западных кинокритиков.
«Российская кинематография — наследница великой советской, с соответствующими амбициями и комплексами. Я знаю, что наши кинематографисты — кто-то в глубине души, а кто-то открыто — мечтают, чтобы мир (и в первую очередь наш, российский) "знал наших", и хорошо, что они в этих мечтах не разуверились. В этом в итоге и будет спасение нашего кино», — уверен эксперт.
Российский кинозритель, считает редактор киносайта, очень патриотичен и с большим энтузиазмом встречает отечественные кинокартины, независимо от того, к какой из двух основных ниш — авторской или массовой — они принадлежат.
В пример кинокритик приводит фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Картина представляет собой «авторский блокбастер», где масштабные сцены, ориентированные на широкую публику, сочетаются с глубокой интеллектуальностью авторского кино.
«Когда я посмотрел кино, то Никите Сергеевичу признался лично, что давно ничего подобного не видел. И давно такой фильм ждал, — рассказывает Кудрявцев. — Богатейший по фактуре, с множеством деталей, акцентов, знаков, символов, сюжетных ловушек, ловко расставленных. С таким бережным подходом к воссозданию эпохи. И финал оглушительный. Ты не смотришь его три часа, ты разгадываешь, расшифровываешь, работаешь увлечённо, словно забывшись за любимым делом. И главное, что работу эту продолжаешь и после фильма: день за днём он не отпускает. В нашу эру грохочущих киноаттракционов это большая редкость: кино, когда тебя приглашают к спокойному, умному разговору и предлагают поговорить о чём-то важном в тишине кинозала».
В день телепремьеры «Солнечного удара» его рейтинг составил 16 %. Чуть лучше зрители приняли фильмы «Ирония судьбы. Продолжение», «Легенда № 17» и «Дневной дозор». Рейтинг последнего фильма Михалкова, уверен эксперт, говорит о том, что авторское кино интересует российского зрителя. Однако, несмотря на существующий на интеллектуальный кинопродукт спрос, российская прокатная сеть не в состоянии его удовлетворить. На сегодняшний день в стране работает 3700 кинотеатров, в то время как в США их число достигает почти 43 тысяч, а в ЕС — около 40.
Оценивать успешность авторского и массового кино необходимо по разным критериям, считает эксперт. Лишь очень редкие ленты могут объединить в себе достоинства и массового, и авторского кино.
«Мы часто произносим "блокбастер", "хит" и противопоставляем этому понятию "авторский фильм". Но мы редко говорим "авторский хит" или "авторский блокбастер". А такие фильмы есть, — утверждает Кудрявцев. — Вот "Солнечный удар" — это как раз авторский хит и есть. Фильм отчаянно выходил в прокат против голливудского мегахита "Дракула" (общие сборы 856 миллионов рублей) и отечественной хулиганской комедии "Выпускной" с рейтингом 18+ и общими сборами в 171 миллион рублей».
К настоящему времени «Солнечный удар» собрал 74 миллиона рублей. Для сравнения, фильм Мишеля Хазанавичюса «Артист», завоевавший сразу пять «Оскаров», в российском прокате набрал 82 миллиона рублей. «Полночь в Париже» Вуди Аллена заработала 77 миллионов, а первая часть «Нимфоманки» Ларса фон Триера всего 65 миллионов.
«Вот в какой "лиге" играет фильм Михалкова. Должен ли он собирать больше? Несомненно. Может ли, в нашей системе проката? Вряд ли», — говорит главред Filmpro.
Сейчас российская киноиндустрия преодолевает кризис. Однако Кудрявцев уверен, что как только кинотеатров станет больше, его удастся преодолеть с помощью зрителей.
«Качественный кинопоказ должен стать доступнее, его проникновение в общество должно стать шире. В этом главный ключ к развитию нашего кино, к завоеванию своего же собственного, между прочим, рынка», — объяснил главный редактор портала о кино.