Примерное время чтения: 2 минуты
351

Александр Роднянский: «Кинорепертуар - диагноз для общества»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Где полезнее отдыхать в июле 02/07/2008

Сегодня всё время противопоставляются развлекательные жанры и интеллектуальное кино. По моему же убеждению, развлекательное кино, если снято оно внятно и содержательно, также является своего рода интерпретацией действительности, попыткой проговорить время, описать ту реальность, в которой мы существуем. Иначе трудно объяснить пристрастие отечественных зрителей к тем фильмам, которые собирают миллионы в кинопрокате.

Ассортимент фильмов, которые сегодня идут в прокате, это не проблема режиссёров или их нежелание замечать острые углы - это беда общества. И вот тут мы переходим к главному. А если русский вариант фильма «Класс» выйдет в прокат, он вызовет такой же интерес, какой вызвала эта картина у французов? А что в обществе вообще хотят смотреть? А может быть, неслучайно именно развлекательные фильмы собирают максимальную аудиторию? И, может быть, пора прекратить говорить о кинематографе как об отдельно существующем острове вне нашего социума? Может, неслучайно общество так легко воспламеняется победой «Зенита» в кубке УЕФА, триумфом наших футболистов на Евро-2008? И, так ненавидя попсу, радуется победе на «Евровидении» Димы Билана с танцующим на его фоне олимпийским чемпионом по фигурному катанию? Может, неслучайно российские фильмы, которые первыми смогли по кассовым сборам победить голливудскую продукцию, были построены на таком же патриотическом факторе?

Мы всё время говорим, что развлечение - это плохо, и противопоставляем ему отсутствие актуальных сюжетов. Но никто не пытается объяснить эту жажду развлечения настроениями, разлитыми в обществе. Сегодня никому не хочется себя будоражить. В перестроечные времена картина «Маленькая Вера» стала кинособытием - 55 млн. проданных билетов! Но та аудитория, которая в своё время реагировала на актуальные прорывы, на политические дискуссии, которая ходила на фильмы «Легко ли быть молодым?» и «Так жить нельзя», сегодня ни на что подобное не отреагирует. И если мы выпустим в прокат несколько сильных, социально острых фильмов, это будет иметь успех? Мне почему-то кажется, что вряд ли.

Ситуация в российском кинематографе позволяет констатировать две вещи. Первое: мы в состоянии делать качественное, современное, технологически полноценное кино. Второе: мы можем успешно конкурировать с Голливудом и должны отвоевать свой рынок для своего же кинематографа. Да, пока мы проговариваем время в развлекательных жанрах. Но как только в обществе появится внутренний заказ (пусть и не явно выраженный) на жёсткую социальную интерпретацию существующих проблем, такое кино появится.

Мнения других специалистов и информацию о лучших российских фильмах читайте здесь

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах