IV Международный фестиваль им. Рахманинова «Белая сирень» пройдёт в Казани с 24 мая по 6 июня.
Творческий девиз этого праздника музыки - «Сергей Рахманинов и его век». Но, как говорит дирижёр Александр Сладковский, создатель фестиваля, глава Госоркестра Республики Татарстан, их задача - представить русскую симфоническую музыку во всём её многообразии.
«В начале ХХ века Рахманинов был своеобразным центром притяжения для музыкантов, - уверен Александр Сладковский. - Как композитор он формировался под влиянием титанов предыдущего поколения - прежде всего Чайковского. Но и сам он сильно оплодотворил фантазию тех, кто творил музыку после него.
Вообще время Рахманинова сейчас только начинается. Потому что те вибрации, которые слышны уже в его Первой симфонии (она предвосхитила появление «Симфонических танцев», его последнего произведения, написанного в 1940-м, в котором отчётливо слышна тревога за судьбы мира), соответствуют тем тревожным вибрациям, что разлиты сегодня в воздухе. Она входит в резонанс с событиями, которые мы переживаем».
На фестивале - недаром же он «Белая сирень» - будет представлен «букет» из четырёх русских композиторов: Чайковский («Франческа да Римини» и др.), Скрябин («Поэма экстаза»), Прокофьев и, конечно же, Рахманинов. За роялем - солисты Александр Торадзе, Вадим Руденко, Рустем Хайрутдинов и Денис Мацуев, идейный вдохновитель фестиваля и один из главных на сегодня «специалистов по Рахманинову».
Одним из героев концерта Мацуева станет... рояль - великолепный новый «Стейнвэй» отныне собственность Госоркестра Татарстана. Выбирал его сам Денис, он же и устроит его «боевое крещение» - исполнит Первый фортепианный концерт Рахманинова. «Для меня Рахманинов - один из последних романтиков, великий мелодист, удивительное сочетание гениальной одарённости и уникального склада характера. Он был одинаково велик в трёх ипостасях: как композитор, дирижёр и пианист. Каждая его мелодия - это проникновение в суть нашей культуры. Слушаешь их - у тебя перед глазами встают наши просторы, наша мощь, глубина. Если бы Рахманинова не случилось бы в нашей культуре, классическая музыка была бы намного беднее. У Рахманинова вообще нет неудачной музыки. Та же Первая симфония, которая считается неудачной и которая была исполнена абсолютно провально на премьере в 1895 г., гениальна и обязательно должна звучать», - уверен Мацуев.