aif.ru counter
940

«Бойкота России нет!». Дирижёр Госоркестра Татарстана о туристах и зрителях

Казань и без того стала в последние годы одним из самых привлекательных для туристов российских городов. А в апреле есть еще один весомый повод съездить на пару дней в столицу Татарстана — с 9 по 20 апреля здесь проходят Рахлинские сезоны.

Александр Сладковский.
Александр Сладковский. © / Михаил Мокрушин / РИА Новости

В 2011 году его организовал нынешний глава Госоркестра Татарстана Александр Сладковский в память о Натане Рахлине — первом худруке оркестра. И сегодня на музыкальной карте России этот международный фестиваль стал знаковой точкой. В преддверии фестиваля «АиФ» поговорил с Александром Сладковским.

Из Казани — в Монте-Карло

Юлия Шигарева, АиФ.ru: Александр, в этом году Рахлинские сезоны продлятся почти три недели. Растёте?

Александр Сладковский: Растём! И это очень правильный принцип. Мы уже не вмещаемся в рамки трёх фестивальных концертов, как это было поначалу. Количество друзей фестиваля, которые хотят выступить в Казани, увеличивается. И знакомста эти приобретают взаимовыгодный (смеётся) характер — идут творческие обмены. Так, в этом году к нам приедет дирижер Джанлуиджи Джельметти, который был главным дирижёром оркестра Монте-Карло. На сегодня это один из самых востребованных в мире дирижёров. Он великолепно представит западную дирижёрскую школу. И это не случайный выбор — я ездил дирижировать оркестром в Монте-Карло, а теперь их дирижёр приехал к нам. Он откроет в этом году Рахлинские сезоны 9 апреля концертом, в котором прозвучат произведения Вагнера и Шуберта.

— В вашем фестивале участвуют западные дирижёры и музыканты. В этой непростой политической обстановке они легко соглашаются на такие гастроли?

— Ни у нас, ни у других наших коллег отказов не было ни разу! Только что в Москве прошёл фестиваль Ростроповича. Посмотрите, кто в нём участвовал: Владимир Юровский с Лондонским филармоническим оркестром, Зубин Мета с итальянским оркестром и хором Maggio Musicale Fiorentino, Филармонический оркестр радио Франции с дирижёром Мюнг-Вун Чунгом... Не так давно мы с Госоркестром Татарстана выступали в Московской филармонии вместе с немецкой оперной певицей Симоной Кермес, и концерт прошёл великолепно. 30 апреля открывается фестиваль Дениса Мацуева Grand Piano Competition, в оргкомитет которого я вхожу. Заявки на участие прислали молодые пианисты из 18 стран, в жюри — знаменитейшие имена: Арье Варди, профессор Академии музыки Тель-Авивского университета, ирландец Барри Дуглас, худ.рук оркестра «Ирландская камерата», Ванесса Латарш, профессор Королевского колледжа музыки в Лондоне. Я не знаю случаев, когда приглашённые западные артисты ломали бы творческие планы из-за политических причин, нежелания сотрудничать с Россией, бойкота и т.д.

Я очень надеюсь, что эта тенденция сохранится, потому что когда исчерпываются все политические аргументы, в роли дипломатов начинают выступать артисты, художники, музыканты. Эту миссию — миссию миротворцев — мы обязаны выполнять, что бы ни происходило в мире. И на наши партнерские отношения в культуре ничто не должно влиять!

Вибрации космоса

— А вы сами для себя кого из композиторов выбрали для исполнения на фестивале?

— Я продирижирую 16 апреля двумя симфониями — 9-й Брукнера и 1-й Малера. Таким образом мы словно передадим австрийскую музыкальную традицию от Брукнера к Малеру. Для меня очень важно сыграть два этих произведения в один концерт. Во-первых, хочется проверить, насколько оркестр способен выдержать такие безумные нагрузки. Потому что эти невероятно сложные симфонии мы будем исполнять в Концертном зале Мариинского театра у Валерия Абисаловича Гергиева 14 и 15 мая. Это очень большая ответственность — все концерты Мариинки транслируются, как правило, на весь мир. А завершится фестиваль Бахом, Шуманом и Брамсом. За дирижёрский пульт встанет скрипач и дирижёр Арман Тигранян, а за фортепьяно будет солировать Екатерина Сканави.

— Вы упомянули Валерия Гергиева. Он же стал застрельщиком в России так называемого культурного туризма — когда люди приезжают не просто на достопримечательности полюбоваться, но еще и послушать концерт или посмотреть балетную постановку. В Казани вы проводите тоже много фестивалей. Прикормили уже своего туриста?

— Потихонечку прикармливаем. И «сарафанное радио» работает всё лучше, когда те, кто уже побывал на наших концертах, рассказывают о них другим. Точно знаю, что когда в Казань едут и высокопоставленные чиновники, и люди из бизнеса, в ответ на вопрос, что лучше посмотреть в Казани, они получают рекомендацию сходить на концерты Госоркестра Татарстана. И порой в зале собирается та публика, которая приезжает именно на нас из разных городов.

— Вы говорите об универсальном языке культуры. А язык музыки и музыка вообще — это что? Просто удачно скомпанованный набор звуков? Или нечто большее? И почему она так сильно действует на людей?

— Потому что музыка — это геометрия Вселенной. Вибрации того, что присутствует в нашей жизни, но что мы не осязаем, чего не можем порой понять и осмыслить. Не даром же профессия композитора стоит на вершине музыкальной иерархии.

— А почему музыке порой удается вынуть из тебя, из твоей души то, что ты старательно прячешь от окружающих?

— Потому что она не допускает фальши. Себя ведь ты обмануть не можешь! Про себя ты точно знаешь все. И музыка — это тот инструмент, который раскрывает человека, его душу. Она убирает с твоей души всю защиту, что ты выстроил. Это такой момент максимальной честности перед самим собой — потому что от себя сбежать невозможно. И когда человек остается один на один с музыкой, это то же самое, что остаться наедине с самим собой.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актёре Игоре Шибанове?
  2. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах