0,05% авангарда
Вопрос: «Не пора ли многократно за последние годы ошельмованному соцреализму превратиться в нечто по-настоящему ценное?» - понемногу переходит в разряд «неприличных». Мол, столько раз это обсуждали и постановили, что совсем скоро начнётся победоносное шествие доярок и девушек с веслом на Запад. В действительности с победоносным движением придётся обождать.
«С точки зрения продаж будет неплохо, если соцреализм вдруг займёт лидирующие позиции, - говорит член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Анатолий Боровиков. - Хотя бы потому, что его у нас много. Но вряд ли это произойдёт. Почему? Считается, что авангард - самое лучшее, что создано в России. Ни в одном европейском музее нет ни Шишкина, ни Репина, ни тем более Айвазовского. С точки зрения мировой культуры они не представляют никакой художественной ценности. Что уж говорить о соцреализме? Да, он кое-кому интересен, особенно работы «перековавшихся» мастеров авангарда
- Пластова или Дейнеки. Но это - громкие имена. Пока я вижу только искусственно создаваемый ажиотаж вокруг соцреализма. И в этом плане кое-что, может, удастся сделать - авангард популярен, но уж больно много фальшивок. Подлинники на мировом рынке стоят дорого, как, например, работа Наталии Гончаровой - около 10 млн. фунтов стерлингов. С авангардом неохотно расстаются - супрематического фарфора уже не найти».
Действительно, прогулка по салону дала примерно такой результат: если взять всю экспозицию живописи и графики за 100%, то на долю русского авангарда едва придётся 0,05%. Остальное же плавно распределяется между академической школой, импрессионистами, салонной живописью и соцреализмом. Интересно, что из этого предпочтут на Западе?
Наши лучше
«Да ничего! - уверен владелец галереи Леонид Шишкин. - И оно, быть может, к лучшему. Наш рынок превышает западный в разы, на порядок и продолжает развиваться! Сейчас у российского покупателя появились деньги, мало-помалу формируются вкус и разборчивость. И, что немаловажно, ностальгические чувства. Пресловутый соцреализм сейчас переживает первый коллекционно-исторический подъём - превышен 50-летний рубеж, и работы в этом направлении автоматически приобретают ценность. Но прежде всего для россиян, дескать, «у нас была великая эпоха». Что ж, для топ-художников 1920-1930-х гг. вроде Пименова это справедливо, его работы сейчас стоят около 1 млн. долл. Корифеи 1940-1950-х гг., например Герасимов, ценятся ниже -около 500-600 тыс. долл. Но надо помнить, что стоимость картин ежегодно увеличивается вдвое. А на российских аукционах иной раз случаются вещи и вовсе неправдоподобные. Работу советского художника Евгения Окса при стартовой цене в 1 тыс. долл. в итоге приобрели за сумму в 50 раз большую».
Неизвестно, как ситуация будет складываться дальше. Может быть, сработает закон моды - фитиль, запалённый в России, сдетонирует на Западе, и тогда за соцреализмом откроется такая же охота, как за русским авангардом или русской иконой. Тем более что в традициях имперской советской школы живописи было писать огромные картины в технике холст/масло. А это, по общему мнению экспертов, наиболее востребованная ниша. В конце концов, чем советская живопись хуже советского балета, столь популярного во всём мире?