Первое место завоевал кубинец Роберто Кел Торрес, второе досталось грузинке Саломе Катамадзе, а третье — вьетнамцу Винь Хуату. Победители получили 50, 30 и 20 тысяч евро соответственно. Российские участники (Юлия Терещенко, Арсений Бородин, группы «Санта-Барбара» и «Фрукты») на этом конкурсе традиционно оказались в пролете. Конечно, можно возмутиться и воскликнуть: «Хватит подкармливать Кубу (Вьетнам и Кавказ, в данном случае Грузию)». Но члены жюри «Новой волны» на это возразят, что они очень стараются быть объективными, их никто не может заподозрить в кумовстве и протекционизме.
Кривой эфир
«Новая волна» традиционно проходила в конце июля (в период телеповторов), что автоматически превращает ее в главное телевизионное событие, идущее почти в «прямом эфире». «Почти» потому что ежедневно начиналось всё в Юрмале в 19.00, а на европейской территории России канал «Россия1» показывал конкурс в 23.00 (в один из вечеров, правда, эфир начался в 22.30). Разница во времени между Россией и Латвией составляет всего — 1 час (у нас 8, у них 7). Значит, начало трансляции должно быть в 20.00 (если я ничего не путаю). В общем, эфир все-таки был чуть-чуть кривой.
В этом году на «Новой волне» было два нововведения. Не только участники, но и звезды пели вживую. В предыдущие годы звезды выступали под фонограмму: объяснялось все «технической невозможностью» сделать всем живой звук. Как выяснилось, возможности такие есть. Просто многие состоявшиеся артисты поют гораздо хуже конкурсантов (и они просто не хотели позориться). Игорь Крутой в интервью «АиФ» признался, что часть звезд по этой причине «отвалилась сама собой». А те, что остались, реально пели вживую, даже Борис Моисеев, который, видимо, для пущей убедительности на спине написал: «Поём живьём». Правда, звукорежиссёры сделали все возможное, чтобы бэк-вокал полностью «забил» голос Моисеева, который не так давно перенес инсульт (и полностью не восстановился).
Второе новшество: это отказ председателя жюри и учредителя конкурса композитора Игоря Крутого праздновать в Юрмале свой день рождения, который приходится на 29 июля. Обычно день рождения маэстро выпадал на день закрытия «Новой волны», в этот раз финал прошел 28-го июля. Композитор покинул Юрмалу сразу же после закрытия конкурса. Таким образом Крутой избавился от всего, за что его часто критиковали.
На закрытии, кстати, почему-то звучали преимущественно пафосные песни про любовь, в черно-белых тонах. Любовь все какая-то печальная: неслучившаяся, без взаимности, потерянная, — в общем, одни страдания! Был, правда, и несколько иной вариант — «Шальная любовь». Возможно, в Юрмале была такая плохая погода, что решили прибегнуть, так сказать, к последней инстанции. В финальный день спела певица, в чьем репертуаре есть песня «Я тучи разведу руками». На эту тему Игорь Крутой даже как-то пошутил. Мол, погоды нынче стоят неблагоприятные, надо вызывать из Америки Аллегрову. Некоторые думали, что это юмористическая реприза, специально написанная сценарной группой для Игоря Крутого. Но нет, это была не шутка. «Императрица» приехала-таки из солнечного Майами (и, хочется добавить, привезла контрабандой солнце). Ирине Аллегровой, видимо, так нравится слово «шальная», что в прощальный день она спела песню про «Шальную любовь». Всё логично — если императрица шальная, то и любовь такая же. Здесь должна быть ссылка на то, что означает слово «шальная». Не надо лезть в википедию, я вам и так скажу, что это женщина с помраченным сознанием (а если не соблюдать политес, то можно сказать «с ярко выраженным безумием»).
Раньше я часто ездил на конкурс, и наблюдал российских звезд в их (почти) естественной среде обитания. И могу свидетельствовать: в Юрмале все они немного «шальные». Возможно, тому виной морской воздух, который слегка мутит разум. Именно этим объясняется часть накладок и шероховатостей: кто-то «давал петуха» (пел мимо нот), кто-то, как Тимур Родригез, вообще не пришел на репетицию. Последний должен был петь в дуэте с немецкой конкурсанткой Линдой Теодозиу, но в качестве наказания ему в срочном порядке нашли замену (Анастасия Стоцкая). Григорий Лепс (вместе с Тимати) сильно удивил своей версией песни Бориса Гребенщикова «Брат Никотин»: в тексте «никотин» был в двух местах заменен на «героин» и «кокаин».
Нельзя не отметить блистательный конферанс Валерия Сюткина. Вряд ли он все делал по сценарию, потому что были шероховатости и провалы по шуткам, но в целом, это было живо, уместно и смешно. На его фоне Игорь Верник, «жемчужные зубы» которого не раз становились поводом для шуток, выглядел абсолютно «деревянным». Все, на что был способен актер и телеведущий, так это на избыточную лесть. «Потрясающая семья!» — воскликнул Верник после того, как Наталья Подольская и Владимир Пресняков исполнили дуэтом песню «Кислород». Было заметно, что Володя в тот вечер был особенно «позитивен» и даже исполнил на сцене импровизированный танец, отличавшийся какой-то первобытной естественностью. Чем, видимо, так сильно потряс Верника.
Особенная публика
Публика на «Новой волне» особенная, это видно даже по телетрансляции. У большинства людей в зале лица такие, будто их насильно согнали в зал «Дзинтари». Поэтому хочется сказать отдельное спасибо предпринимателю Николаю Агурбашу, который на закрытии в зрительном зале динамично качал головой в такт музыке. Он был самым живым зрителем «Дзинтари», и сильно оживлял телевизионную картинку.
Оживила картинку и группа «Серебро», спевшая новую песенку с незамысловатым названием «Ми ми ми». Вообще, надо заметить, что все песни трио незамысловатые. В этот раз (в соответствии с репертуаром) одеты участницы были в купальники, очень похожие на нижние белье. Продюсер коллектива и член жюри Максим Фадеев в течение всего конкурса был одет в одну и ту же черную майку (поло?). Не исключаю, что Максим захватил с собой в Юрмалу много одежды, но вся она была одинаково черной. Можно, конечно, как излишне политизированные и оппозиционно настроенные журналисты считать, что «Новая волна» — это шабаш попсы. Но в рамках «Новой волны» в Юрмале можно увидеть, не только Леонтьева, Баскова, Аллегрову и певицу Натали (в этот раз со свежим хитом «О боже, какой мужчина»). Но и Бутусова, Гребенщикова, Шевчука, Земфиру. Плюс ко всему, в Юрмале побывала масса звезд мировой величины в диапазоне от Стиви Уайндера до Тото Кутуньо, который в этом году сидел за столиком жюри. «Новая волна» — это, можно сказать, культурная скрепа в непростых отношениях Латвии и России. И несмотря на неудачи российских и латышских участников, конкурс все же делает больше, чем все дипломаты вместе взятые.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции