XVIII фестиваль «Окно в Европу» завершился сенсационно – Гран при получил фильм мало кому в киношной среде известного Романа Каримова, 26-летнего переводчика из Уфы. Картина называется «Неадекватные люди» и, в ней, остроумно и с большим вкусом, рассказывается история зарождающейся любви между тридцатилетним, разочаровавшимся в жизни, служащим и семнадцатилетней «трудной девушкой» Кристиной. Несмотря на небольшие сценарные ляпы, картина получилась живой, с хорошими актерскими работами и великолепными диалогами.
«Неадекватные люди» получили также «Ладью» за лучший актерский дуэт (ее честно заработали Ингрид Олеринская и Илья Любимов) и диплом гильдии киноведов и кинокритиков. Зрительское мнение на этот раз совпало с оценкой профессионального жюри, возглавляемое известным режиссером Андреем Хржановским . Выборгжане поставили картине столь же высокие баллы, сколько и ленте «В стиле jazz» своего вечного фаворита Станислава Говорухина. В результате эти фильмы разделили 1-2 места в конкурсе «Выборгский счет». Роман Каримов признался, что не ожидал подобного успеха:
- Сценарий «Неадекватных людей» я, можно сказать, написал «из принципа». Дело в том, что, когда я, полтора года назад, переехал в Москву, у меня уже были написаны другие сценарии. И я пытался их куда-то пристроить. Но, во-первых, они требовали больших бюджетов, а, во-вторых, были мрачные и коммерчески неприемлемые для каналов. Мне посоветовали сделать «что-то светлое». И я очень быстро – за три недели, максимум, за месяц – написал сценарий. Я рассылал его по всем компаниям, и мне никто не ответил. Пока через знакомых я не нашел еще одного энтузиаста, который, в общем, не являлся опытным продюсером. У него был опыт работы вторым режиссером, а на тот момент он делал ролики на канале «Звезда». Он сказал, что сценарий клевый и вспомнил, что недавно ехал в поезде с «классными чуваками», которые хотели каким-то образом попасть в киноиндустрию.
«Классные чуваки» согласились дать сто тысяч долларов – на эти деньги и была снята картина, собравшая на «Окне в Европу» кучу призов и восторг зрителей.
Специальным призом за режиссуру жюри решило наградить Андрея Кавуна за его фильм «Детям до 16» - тоже о молодых, о любви, и тоже очень качественный. Сексапильная Анна Старшенбаум, сыгравшая в этом фильме одну из главных ролей, получила «Ладью» за лучшую женскую роль. Ангелине Миримской , блеснувшей в крепком дебюте Дениса Карро «Южный календарь»,достался приз им. Саввы Кулиша. Жюри также отметило актерский ансамбль в составе Марии Мироновой, Клавдии Коршуновой, Ингеборги Дапкунайте, Полины Кутеповой и Ирины Хамдоховой. Все эти девушки сыграли в фильме режиссера Ивана Савельева – еще одного выборгского дебютанта, ставку на которого сделала продюсер Елена Яцура.
Разумеется, без призов и восторгов не остался и самый, пожалуй, ожидаемый фильм фестиваля - «Кочегар» Алексея Балабанова. Он же оказался самым безупречно сделанным фильмом данного киносмотра. Жюри вручило режиссеру спецприз «за высокое профессиональное мастерство», а гильдия киноведов и кинокритиков – очередного «Белого слона».
Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких получил полнометражный мультипликационный фильм Владимира Мариничева «Носферату. Ужас ночи», продюсером которого, также как и «Кочегара», выступил Сергей Сельянов.
Президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев вручил Сергею Михайловичу свой персональный приз за заслуги в развитии российского кинематографа.
В целом, программа игрового кино на XVIII «Окне в Европу» оказалась гораздо более оптимистичной, чем конкурс июньского «Кинотавра». Причем, во всех смыслах этого слова – и содержательно, и качественно. Оказалось, что у нас есть режиссеры, способные, если уж не радоваться жизни, то, по крайней мере, относиться к ней с юмором.
Есть такие, кто умеет работать со сценарием и актерами. Есть даже те, кто способен снять приличный фильм за какие-то сто тысяч долларов. Причем, они умудряются найти их собственными силами. А не сидеть и ждать денег от государства, чтобы потом, за эти самые деньги, вылить на зрителя поток своего мрачного, никем и ничем не контролируемого, подсознания.
Что же касается остальных конкурсных программ, то они тоже оказались весьма качественными. Было, на что посмотреть, и из чего выбирать. В разделе неигрового кино победил фильм Тофика Шахвердиева «Мой друг – доктор Лиза». Спецприз жюри получил фильм Николая Волкова «Полярник», а дипломы отдали Анару Аббасову за фильм «Бетховен» и Игорю Гелейну – за «Нашествие».
Лучшей в анимационном кино стал фильм «Поездка к морю» Нины Бисяриной. Спецприз получил «Со вечора дождик», а дипломы жюри- Наталья Мальгина за «Беззаконие» и Олегу Ужинову за «Следы невиданных зверей».